Очень краткая история русского театра. Часть 3

Прдолжение. Часть 1. Часть 2.

'borody'

Как известно, Екатерина II не только собрала большую коллекцию камей и гемм, но одела камнем бастионы Петропавловской крепости, набережные Невы, наконец, построила каменный театр, который назвала Каменным. Но это потом. А пока, при Анне Иоанновне, в деревянном Комедиантском зале шли итальянские оперы, да и весь репертуар состоял из иностранных пьес, иностранных до такой степени, что передовая общественность подняла вопрос о создании национального русского театра. Общественность в то время была слабая и малочисленная и вся умещалась в газете «Санкт-Петербургские ведомости», и потому поднять-то вопрос она подняла, а что делать с ним дальше, не знала. Так он и стоял до воцарения императрицы Елизаветы Петровны, тоже, между прочим, женщины. Но и Елизавета Петровна долго не знала, что делать с поднятым перед ней вопросом и стала строить Оперные дома. И там тоже шли оперы-сериа, то есть серьезные оперы, но к ним присоединились еще оперы-буффа, то есть «веселые оперы», и началась конкуренция. Пока оперы спорили, кто главней, императрица вся изошлась, глядя то на вопрос о русском национальном театре, то на спорящих о судьбе итальянской оперы итальянцев.

Но вот однажды Елизавете Петровне доложили, что из Ярославля приехала труппа купца Федора Волкова, и императрица очень обрадовалась, потому что царствование подходило к концу, давно пора было учреждать первый российский театр, а Волков все не ехал. Теперь ему надлежало стать основоположником первого Российского театра, а Сумарокову — директором. До этого в России не было ни первого Российского театра, ни своего основоположника, ни, разумеется, Сумарокова-директора, и все это было очень кстати.

В труппу Волкова входил не только Волков, но и актеры Дмитревский, Шушерин и другие. Елизавете Петровне особенно понравились другие, поэтому Волкову, Дмитревскому и Шушерину она посоветовала подучиться актерскому мастерству и направила их в упомянутый Сухопутный шляхетный корпус, поскольку в кадетском корпусе по-прежнему учили не только сухопутному кадетству, но там по-прежнему работала актерская труппа из сухопутных кадетов — по сути, первый в России драмкружок, который, однако, давал сто очков вперед всем появившимся в последующие 250 лет в России драмкружкам и самодеятельным коллективам.

К сожалению, все, кто кончал Кадетский корпус, кончали плохо. Волков умер от воспаления легких, Сумароков от нищеты, а Озеров сошел с ума.

Однако когда Волков поступал в Кадетский корпус, он был еще жив. Да и Сумароков еще не был нищим. А Озеров и вовсе не родился. У них, как и у русского театра, все было впереди.

В смерти же Волкова следует винить дворцовые перевороты первой половины XVIII века. В 1762 году граф Орлов и компания возвели Екатерину II на престол, и на празднествах в ее честь велели Волкову выступить в качестве актера и постановщика. Он выступил и сильно простудился. Иначе говоря, если бы не переворот, Волков, возможно, жил бы до сих пор и радовал нас своим искусством. А мы прожили 250 лет без радости.

Юрий Кружнов