К юбилею спектакля

20 лет спектакль «Сирано де Бержерак» не сходит с нашей сцены. Есть зрители, которые посетили его больше десяти раз. Мы решили задаться вопросом — почему? Что такого есть в главном герое, не сходящем с театральной сцены несколько веков? Может быть, дело всего лишь в том, что он настоящий герой? За ответом мы обратились к исполнителю роли Сирано, Андрею Шимко.

Сцена из спектакля «Сирано де Бержерак». театр «Комедианты»

Андрей Шимко:

Герои есть, были и будут, потому что они нам нужны. Уникальность Сирано в том, что в нём удивительно переплелись честь, бретёрство и поэтический дар. Сирано не понимает, как с женщиной можно говорить не стихами, как можно не вызвать на дуэль хама или просто глупца — это образ мышления.

Есть ли такие герои сегодня? Я думаю, поэтических людей в наше время хватает. Забияк, готовых влезть в драку за честь и за женщину, тоже. Я в своей жизни встречал и тех, и тех, и в каждом из них было что-то геройское, но я не знаю, насколько они романтики. Женщины, быть может, думают, смотря спектакль, — «как бы встретить такого героя, как Сирано», а мужчины в соседнем ряду — «да, а я чем не герой, почему же никто не замечает?» И, быть может, кто-то в первые 15 минут после спектакля захочет цветы жене подарить или что-то такое поэтическое сказать. Потом он, конечно, забудет… А, вдруг, нет? И появится новый герой. И, быть может, он будет смешон, как Сирано с его носом. Но, так бывает, и этого не нужно бояться.

Вспомните Дон Кихота, который лез со своими «мельницами» в чужой монастырь. Де Гиш в пьесе «Сирано де Бержерак» спрашивает моего героя: «Вы, сударь, помните главу из Дон Кихота?..» И он отвечает: «Я, граф, могу перечитать охотно, хоть ни одной главы в нём и нельзя забыть». А я действительно знаю этот текст наизусть, и это звучит искренне, потому что играю Дон Кихота в Молодёжном театре. Ещё из моего личного «геройского» опыта — Фарятьев из «Фантазий Фарятьева» (спектакль Псковского драматического театра), нелепый такой, но вполне Дон Кихот. Да, у него теория о том, что мы все прилетели с другой планеты, и миссия — донести это до людей. Фарятьев не такой «героический герой», но он оказывается таковым в своих поступках. Прототипы Дон Кихота и Сирано жили в XVI–XVII веках, персонаж Фарятьева — это совсем близкий нам ХХ век. Давайте совершать достойные поступки, и, может быть, кто-то из нас с вами станет героем XXI века.

20 лет назад роль Сирано играл замечательный артист Юрий Каменев. Историю спектакля и интервью артистов и режиссёра вы можете прочесть в нашем электронном журнале в рубрике „Биография спектакля“.

Сцена из спектакля «Сирано де Бержерак». театр «Комедианты»

Выдержки из рецензий на спектакль «Сирано де Бержерак» разного времени:

20 лет назад: «И вот этот нарочно „не-гасконистый“ Сирано взял зал в плен. Быть может потому, что цветистые фразы переводчика Т. Щепкиной-Куперник, казалось, рождались только сейчас, именно на его губах. „Каждый пишет, как он слышит, каждый слышит, как он дышит…“ — вроде бы и не к месту пришли на память эти окуджавовские строки, но нет, к месту, ибо „дышит“ весь спектакль М. Левшина и не в одном Сирано дело».

Т. Марченко «Петербургский театральный журнал» № 14, 1997.

10 лет назад: «Спустя 10 лет его (спектакль) все ещё играют искренне, страстно, с полной отдачей, без усталости и цинизма. В театре подобные случаи — огромная редкость».

Е. Гороховская «Петербургский театральный журнал» № 1 (47), 2007.

Наши дни, отзывы зрителей:

Э. Солнцева: «Впечатление от спектакля не проходило долгое время. Спектакль заставил задуматься и оставил много приятных воспоминаний и эмоций. Поразили горящие глаза актёров, их пылкая игра».

Елена: «Я никогда не думала, что можно сыграть любовь… Так искренне, так глубоко. Я любила и переживала вместе с Сирано… И были слёзы сожаления о неразделённой любви, но всё же любви… Спасибо вам!!!».

Система комментариев HyperComments