Спектакль «Сирано де Бержерак» один из самых поэтичных спектаклей театра. Прекрасная Роксана влюблена в красавца Кристиана, а в нее беззаветно влюблен обладатель огромного носа столь же огромного поэтического дара гвардеец Сирано. Внешнее несовершенство заставляет Сирано скрывать свою любовь и помогать воссоединению Роксаны и Кристиана. Определенно, это спектакль про любовь, с дуэлями — словесными и на шпагах, и, конечно, с прекрасной дамой…
Про то, как появился спектакль, рассказывает Михаил Левшин, художественный руководитель театра «Комедианты»:
Появление идеи поставить такой спектакль было своеобразным. В начале нашего пути с нами был такой артист, Юрий Григорьевич Каменев, ныне заслуженный артист РФ, и это звание он получил как раз в театре «Комедианты». Он был видный, красивый, мужественный, и, когда мы только начинали работать, он стал говорить, что мечтает сыграть Сирано де Бержерака. Идея настолько захватила его, что мне захотелось помочь. Конечно, я перечитал пьесу и был впечатлен. Так из разговора с артистом возник спектакль.
Это тоже один из первых спектаклей театра, который до сих пор живет и мы этому обстоятельству очень рады. Зрители его очень любят.
У пьесы есть второе название, как мне говорили, — Поэт. О том какой крест нести на себе такой дар, нести в себе такое сердце.
Пьеса написана стихами, и с исполнителем главной роли у нас была творческая борьба, так как он склонен был эти стихи петь, а я боролся, чтобы они лились сами, естественно и без пафоса. Именно этим мы и проложили дорогу к сердцам зрителей. Стихи со сцены стали звучалть живо и естественно.
Пьесу мы немного перестроили — там все же довольно много текста, и, очевидно, это нам удалось, потому все происходящее воспринималось без лишних тяжестей и длиннот. Вот мы еще и такую работу проделали.
А сейчас играет Андрей Шимко, артист, тоже очень дорогой нашему театру. Когда мы его вводили, все говорили, ну зачем вы так рискуете, он еще не совсем окреп, а я говорил: «это ему на вырост». И не прогадал — он набирал и набирал, все время мы обсуждали с ним какие-то нюансы, и сейчас у него этот драматически-поэтический стал настолько естественным, что за ним бесконечно интересно наблюдать.
Причудливо одет,
Как фейерверк блестящ и остроумен,
Забавен, эксцентричен, шумен;
На шляпе ухарской его — тройной султан,
И о шести полах его цветной кафтан;
Плащ сзади поднялся, поддерживаем шпагой,
Как петушиный хвост, с небрежною отвагой,
А белоснежный воротник
Как можно туже накрахмален.
А нос! Не только он велик,
Он прямо ненормален!..
Андрей Шимко, исполнитель главной роли Сирано де Бержерак:
Конечно, трудно входить в роль, которая сочинена не тобой, но здесь ситуация в том, чтобы этот образ и этот рисунок себе присвоить — вот это задача.
Самое главное в Сирано — это быть поэтом и быть влюбленным, а быть влюбленным поэтом — это самый великий дар и счастье. Для меня рождать эти тексты, делать их своими, как бы присваивая их себе, будто бы эти стихи рождаются сейчас, а не написаны Ростаном в конце 19 столетия, — это одновременно и огромное удовольствие и большая сложность этой роли. Каждый раз, когда я выхожу на сцену я для себя открываю недра смыслов, чувственности, эмоциональности, для меня этот образ — глоток такого полета и уход от быта, от повседневности. Ведь в наше время такого Сирано больше нет, поэтому люди приходят сюда и тянутся к этому, чтобы увидеть, что так возможно, так можно красиво говорить, высоко мыслить. Мне не нравится, когда в театре мне показывают «жизнь», да я вижу ее каждый день. Хочется увидеть то, к чему можно стремиться, то, чему я хочу научить своего сына. Для меня это возможность подарить людям другой образ мысли, любви, боли — поэтический. Когда я отыграю спектакль и произнесу весь этот текст, у меня появляется ощущение, как будто я себя спас в этот день, а может и не только себя.
Сирано, возможно, больше любит не Роксану, а свою любовь к ней и очень дорожит ей. Роксана дорога для него как образ, я даже не уверен, что, если бы он добился ее, он мог бы любить ее плотски. И, мне кажется, в этом страдание и счастье Сирано — он не обладал Роксаной и он смог пронести ее чистый образ в своем воображении через всю жизнь.
Когда человек относится к женщине с трепетом, боится к ней прикоснуться, вот это проявление настоящей любви, а не влюбленности. Вот Сирано такой.
Я играю Сирано лет семь, это большой срок, все мы растем куда-то и, надеюсь, мудреем. И мое отношение к этому образу меняется. Конечно, когда я начал играть эту роль, я уже был не мальчик, но я хочу сказать, что каждая роль навырост, вот для меня так точно, не знаю как для других. Я обретаю роль не в первые дни и не считаю это анти-профессиональным качеством, я считаю это — как рождение ребенка. Ребенок не может сразу встать на ноги, пойти, заговорить. Поэтому я не люблю ходить на первые премьеры, когда все еще вспоминают, нервничают, не притерлись к друг другу и все только-только сложилось. Интересно, когда люди уже начинают получать удовольствие, от того, что они делают. Тогда происходит тот самый «вырост». Как у меня сейчас «взрослеет» Несчастливцев в спектакле «Лес», хотя я его играю уже год, а я с каждым спектаклем открываю для себя все новые и новые просторы.
Так что я в этой роли «подрос» и уже чувствую, что перерастаю, что мне не хватает этой «мальчиковости».
Кристиан любит так, как никто не любит: по-своему, по-простому, по-мальчишески. И Сирано так воспламенен этой Роксаной, что пишет ей безостановочно, несколько раз на дню. Вот так надо любить, так полыхать этой любовью. Кто сейчас в наше время по несколько стихов на дню пишет своей любимой женщине? Вот уровень любви и желание быть любимым. Понимаете? Поэтому люди ходят на эту пьесу и будут ходить, сколько бы веков не прошло. Ростан и его герой Сирано будут всегда актуальны, и этого всегда будет не хватать.
В кого же влюблен Сирано?
Она? Она? Сама весна.
Ее очей глубоких ясность
Несет смертельную опасность.
Сама не ведая того,
Она — натуры торжество,
Ловушка дивная природы,
Мой ум лишившая свободы, —
Мускатной розы пышный цвет,
Амура хитрого засада.
В ее улыбке — солнца свет.
Малейшим жестом, негой взгляда
Блаженство рая, муки ада
Сулит она душе моей.
Походкой легкою своей
Она проходит, молодая,
Очарованьем красоты
Богини образ воскрешая,
В Париже, полном суеты.
Ей не хватает лишь колчана,
Чтоб все сказали: «Вот Диана!…»
Юлия Бурцева, исполнительница роли Роксаны, рассказывает о своей героине:
Это умная, взрослая женщина, которая живет сама по себе, светская львица, «Диана», но в душе она обыкновенная слабая женщина, мечтающая о истинной любви. Я пытаюсь показать героиню, женщину, которая полюбила красоту и красоту внешнюю перенесла на красоту внутреннюю. Кристиан не глуп, он абсолютно нормальный мужчина, вояка. Но как порой мы заблуждаемся… Мы влюбляемся и наделяем человека желаемыми нами качествами, которые, как нам кажется, должны быть, а на самом деле, все совсем не так. Мы — жертва своих собственных иллюзий, вот она и стала жертвой своей иллюзии — и в этом ее слабость.
Сирано боится своей собственной любви. Она своим влюбленным сердцем не чувствует того, что здесь обман — она принимает желаемое за действительное. Она готова любить красивого мужчину, который говорит красивые слова. В этом отношении Кристиан становится для нее идеалом. Через пятнадцать лет Сирано раскрывает ей, что это он был автор этих красивых строк. В чем трагедия этой женщины? Она жила письмом любимого и воспоминаниями, что любила такого прекрасного человека — поэта, красивого, умного, то есть встретила своего идеального мужчину и вдруг внезапно она осознает, что обманывалась. Сирано, пытаясь сделать хороший поступок, боясь любить, боясь быть собой и быть отвергнутым, по сути, ломает всю ее жизнь, и в финале еще и рушит ее иллюзии об этой жизни. То есть, невольно именно он своей любовью привел мою героиню к трагедии.
«Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад» — как это про женщин. Неужели она не видела, что Сирано ее любит? Не догадывалась, что это его стихи, ведь он знаменитый на весь Париж поэт. Но ее желание любить самой, видимо, было для нее важнее. Она сама себя обманула. Если вы хотите любить, примите человека таким, как он есть, а не придумывайте его из своих иллюзий и желаний, такая вот простая истина. И не бойтесь любить.