Театральный Терийоки начала 20 века

Зеленогорск!

Для жителей Санкт-Петербурга, а когда-то Ленинграда это слово ассоциировалось с чистым воздухом, сосновым лесом, полным сыроежек и черники, а еще, конечно, с песчаными дюнами и нашим местным «морем», Финским заливом.

А между тем, став в 70-х годах XIX века исторически традиционным местом отдыха многочисленных городских дачников, финский Терийоки (переименованный в 1948 году в советский Зеленогорск) в вначале XX века был еще и одним из самых театральных мест Санкт-Петербургской губернии.

Терийоки. Здание казино-кургауза.
Открытка начала XX века.
Grandberg Konstindustri-Aktiebolags Forlag, Stockholm, 14.
Из фондов отдела эстампов РНБ.

Недалеко от моря, в центральной части парка (того самого парка, который и по сей день ведет к так называемому «Золотому пляжу») по проекту архитектора Ю. Ф. Бруни (1843 — 1911) было построено большое здание, выкрашенное в яркий желтый цвет. Оно было видно издалека и получило название «казино». (Такого рода строения, именующиеся «курзалами» в тот период активно возникали в зонах загородного отдыха, особенно в прибрежных). Концертный зал казино вмещал 200 человек. Здесь давали концерты артисты из Петербурга, а по субботам дачники ставили любительские спектакли.

Работали здесь и профессиональные театральные труппы.

Так летом 1907 года в Терийоки приехала труппа режиссера В. Р. Гардина (1877 — 1965). Владимир Гардин, который впоследствии стал одним из первых русских кинорежиссеров, интересовался прежде всего пьесами остросоциальной направленности. Такого рода пьесы в России были запрещены цензурой. Поэтому у Гардина возникла идея — ставить спектакли в Финляндии, где цензура была менее строга. Выбор Гардина пал на Терийоки, где он и снял зал при знаменитом Терийокском казино. Гардин собрал труппу и планировал постановки пьес Л. Андреева «К звездам» и «Савва», К. Гауптмана «Ткачи», С. Юшкевича «Голод» и других. Но…

Газета «Речь» от 3 июня написала: «По распоряжению Выборгского губернатора дальнейшая постановка в Терийоках пьесы „К звездам“ прекращается…». А дальше значилось: «…Та же участь постигнет, вероятно, и… Гауптманских „Ткачей“, после чего труппа намерена перейти к незапрещенному репертуару».

Однако 13 июня та же газета сообщила, что «… запрещенные ранее постановки возобновлены». Все это происходило в предвыборный период. Газета «Речь» была печатным органов партии кадетов, и ей не следовало так опрометчиво поступать с потенциальными избирателями-зрителями.

На одном из летних представлений был В. Ленин, приехавший на конференцию РСДРП в Терийоки 8 июля 1907 года. Ленин и Крупская жили в это время в Стирсуддене (около современного поселка Озерки).

К постановке «К звездам» Гарин привлек Всеволода Мейерхольда, который летом того же года отдыхал совсем рядом с Терийоки, в поселке Коуккола (ставшим в том же 1948 году Репино). В это время Мейерхольд работал над статьями, в которых пытался теоретически обосновать свои взгляды на настоящее и будущее театра.

В поселке Оллила (нынешнем Солнечном) была создана Оллиловская музыкальная студия, в которой, параллельно с написанием статей, стал работать Мейерхольд. Он хотел поставить там ряд небольших по длительности спектаклей в жанре пластической музыкальной драмы. Ему хотелось воплотить «Саломею» О. Уайльда, «Пляску смерти» Ф. Ведекинда, «Короля на площади» А. Блока. только в финской Оллиле и можно было осуществить постановку, ведь все эти сочинения были запрещены цензурой «по ту сторону от Белоострова».

Вечера музыкальной студии проходили в основном по воскресеньям и собирали заинтересованных зрителей со всей округи, специально приезжали так же питерские любители музыкально-театрального искусства. Студия периодически выезжала «на гастроли», показывая свои постановки в Систарйоки (Сестрорецке) и Терийоки.

Один из таких гастрольных «Вечеров нового искусства» прошел в Терийокском казино 13 июля 1907 г. Главным режиссером вечера был В. Мейерхольд, вечер проходил с благотворительной целью. В первом отделении (литературном) стихи читали А. Блок, С. Городецкий, А. Рославлев, В. Пяст, И. Василевский. Во втором отделении были показаны инсценировки двух романсов на музыку П. Чайковского и танец из «Саломеи».

Продолжение в следующем выпуске…

Система комментариев HyperComments