О работе с детьми и для детей

Как мы создали детскую театральную студию

azarova-4

Алена Азарова, актриса театра «Комедианты», создатель и педагог детской театральной студии «Азарт»:

Уже четвертый год я преподаю детям театральное искусство. Главное в моей методике — это не подготовить будущего артиста — не важно, чем будет заниматься ребенок после, а развитие ребенка с помощью упражнений, игр, пластики, речевых тренингов. Театральные тренинги развивают коммуникабельность — а это навык, необходимый в современной жизни каждому. Первые полгода обучения я называю реабилитационным периодом — у ребенка открывается художественное мышление, совершенствуется пластика — в смысле умения владеть своим телом. Я не «отбираю» детей, я возьму любого — все дети обучаемы. Победы есть у каждого. Так девочка Саша Ленькина пришла ко мне три года назад — она танцевала, но у нее был запредельный страх сцены. Через год она вышла на сцену у нас в студии, через два она уже во всю побеждала на танцевальных конкурсах, а через три вышла на сцену нашего театра «Комедианты» в роли младшей сестренки Шпринцы в спектакле «Поминальная молитва». В дубле с ней эту роль играет еще одна моя ученица — Вета Росина, она, когда только начала обучение, панически боялась сказать что-нибудь со сцены. Сейчас двух из моей студии пригласили на репетиции нового спектакля в театре «Комедианты» — «В день свадьбы» по пьесе Виктора Розова.
В первую очередь для учеников я друг, но на уроке они меня уважают, прислушиваются, ценят, бояться потерять интерес мой к себе. Ругаться, кричать — бесполезно. Самое главное любовь к детям — она сделает вас счастливыми.

Студия находится по адресу Пушкинская 9 «Общественный культурный центр». Подробности о студии Вы можете узнать тут — http://vk.com/teatrazart

Как мы создали детский театр

zyabkin

Леонид Зябкин, актер театра «Комедианты », один из создателей детского театра «На ладони»:

Началось все с истории любви. В 2011 году на «елках» я встретил свою будущую жену. Это была судьба. Елена тогда работала в Москве в детском театре, и там шла ее постановка «Субастик» по Паулю Маару в ее же инсценировке. И меня вдохновила эта история, тронула — я понял, что хочу это сыграть. С этого спектакля начался наш театр. Итак, что надо сделать, чтобы создать свой театр? Надо снять квартиру и завесить там все черной тряпкой, еще надо найти единомышленников. Конечно, в начале, откликнулись друзья, потом мы дали объявление в Интернете о том, что готовится такая постановка, и стали появляться новые люди. Ну и, конечно, надо придумать название. Я тогда стал выписывать на листочек перечень того, что мы хотим от нашего будущего театра — понятности, простоты, внятности– «как на ладони», потом меня посетило вдохновение, я написал гимн (см. № 11). Наш театр можно назвать семейным. Во-первых, мы создаем спектакли для семейного просмотра, и создаем их с моей женой Еленой Зябкиной, которая выступает так же инсценировщиком и режиссером. Чаще всего это – подвижничество, то есть далеко не всегда спектакли окупаются. После «Субастика» нам захотелось сделать спектакль для самых маленьких – так появился «Привет, мартышки!» В конце 2013 года состоялась последняя премьера нашего театра – «Тыклик» или история о том, как Домовой чуть не стал Гостевым». Наши спектакли затрагивают темы дружбы и одиночества, отцов и детей, они о чуде – о чуде любви и взаимопонимания. Нам бы очень хотелось, чтобы после спектакля детям и взрослым захотелось поговорить, чтобы ребенок задавал вопросы. Когда мой сын был на «Тыклике», я спросил, понравился ли ему спектакль. Он сказал: «Не очень. Я не понимаю, почему два домовых не могут ужиться в одном доме – это неправильно!» И это как раз ценно – мой сын осознал несправедливость, и ему захотелось изменить что-то к лучшему.

Спектакли Драматического театра — студии “На ладони” вы можете увидеть в культурном центре «На Пушкинской» vk.com/teatr_na_ladoni

О педагогике, о школе

aleksei-ispolatov

Алексей Исполатов, актер и режиссер театра «Комедианты», преподаватель детских курсов театрального мастерства, автор нескольких книг — сборников сценариев детских праздников, развивающих игр и конкурсов о работе с детьми.

Конечно, если бы много лет назад мне кто-то сказал, что я буду заниматься педагогикой и не просто педагогикой, а стану самым настоящим учителем дополнительного образования, я бы, конечно, очень удивился. Потому что, когда я уходил из своей школы, я думал, что больше никогда не переступлю ее порог. Я ненавидел школу всеми фибрами души! Мне казалось, что ужаснее места, чем школа, быть не может.

После окончания Театрального института, где бы я ни работал, я начинал работать с детьми. Мне всегда казалось необходимым, чтобы в театре была детская студия или вспомогательный детский состав, который принимал бы участие в спектаклях. Например, в Новосибирском ТЮЗе это было совершенно необходимо, так как там были спектакли с участием детей. Начав работать в детской студии при театре, я понял, что неподготовленных детей на сцену выпускать нельзя. Постепенно работа с ребятами настолько захватила меня, что это стало моим отдельным особым путем. Чем он интересен? Дети непосредственны, искренни и творчески настроены, готовы к сотрудничеству. Дети живо реагируют на предложения и не занимаются борьбой самолюбий. Другое дело, что работа в школе полностью отличается от моей деятельности в профессиональном театре, потому что там не может быть «прокатных» спектаклей. Как-то мы с детьми поставили довольно мощный большой спектакль, который, как мне казалось тогда, мы будем показывать и показывать. Но после того, как мы его сыграли, дети подошли и спросили: «А что мы будем дальше делать?» «Ну, как? Будем над этим спектаклем работать дальше» — ответил я. «Как? Еще?!» — воскликнули дети. Для них работа была закончена! Они сыграли, родители им поаплодировали, и больше им ничего не надо было от этого спектакля. Это совершенно особый взгляд, и по-своему интересный и любопытный.

Я перед собой ставлю лишь одну цель работы в школе. В школе необходимы гуманитарные предметы, необходима гуманизация школы, и цель есть — воспитание чувств. Этим в школе не занимаются. Воспитание силы есть, воспитание ума есть, а воспитания души и чувств — нет. Пробуждение искренних чувств — вот чего бы мне хотелось добиться от работы с детьми. Вот чем я собственно занимаюсь и что мне любопытно делать.

 

osipova

Мария Осипова — одна из самых молодых актрис театра «Комедианта». Она занята и в спектаклях для взрослых, и в детском репертуаре («Кыцик, Мыцик и тетушка Мари», «Карлсон», «Брысь! Или истории Кота Филофея»). А еще она занимается с детьми в театральной студии. Нам было очень интересно узнать, как она относится к своей работе с детьми в театре и в студии.

Я могу сказать, что детей очень трудно обмануть — если ты играешь фальшиво, они сразу дадут понять, что они тебе не верят. А если ребенок тебе не верит, он скажет об этом прямо во время спектакля, не потому, что не воспитан, а потому что он чувствует, что его обманывают, а это нечестно. У ребенка своя правда. Говорят, что играть в детских спектаклях легко — ничего подобного. Когда я выпускалась из Самарской академии культуры и искусств, мой мастер, Анатолий Иванович Болотов, сказал: «Если кто-то из вас по выпуску академии решит стать педагогом и связать свою жизнь с детьми, я вас очень прошу — не ломайте их». Этот важный совет я оценила, занимаясь с детьми в театральной студии. Такая работа действительно напоминает работу сапера. Ты оказываешься на своеобразном «минном поле». Каждый ребенок уникален и это надо разглядеть и не «поломать» его индивидуальность. У кого-то в большей степени есть выражен талант, у кого-то — в меньшей, но его всегда можно развить, если есть желание и трудолюбие.

Каждый ребенок в душе артист, и это очень важно, потому что с помощью различных тренингов можно освободить ребенка от возможных физических и психологических зажимов. Этим я и занимаюсь с детьми в театральной студии. Не обязательно, что каждый из них станет актером и пойдет по этой стезе, просто это поможет им стать более общительными. Мы все живем в социуме, где общение — его неотъемлемая часть, потому что в любой профессии ты все равно, так или иначе, общаешься с людьми. Моя основная задача — научить детей общаться и попытаться привить им любовь к культуре и искусству. Хочется, чтобы молодежь была более развита, больше читала. Мы все разные и уникальные, и я уверена, что, в театральной студии ребенку можно помочь в развитии личности.

Когда подходит к концу год обучения в театральной студии, я радуюсь, видя, что за это время дети многому научились и некоторые из них могут дать фору студенту первого курса театрального вуза, безукоризненно выполняя базовые тренинги. Сценическая речь, пластика, мастерство актера — все направлено, чтобы раскрыть личность ребенка. У студийцев даже меняется мировоззрение, и они по-другому начинают общаться, правильно говорить. Театр — это такой замечательный мир! Постигая театральное мастерство, развивая актерский талант, музыкальные и танцевальные способности дети развиваются всесторонне. И еще я заметила, что дети начинают читать. А занятия в театральной студии важны для развития ребенка еще и тем, что дают возможность изучать культуру и искусство в игровой и очень интересной форме.

Сейчас, мне кажется, что не многие семьи ходят в театр. Но, я могу сказать, что если ребенок занимается в театральной студии, то и его родители начинают интересоваться театром. У меня была практика в студенчестве — я преподавала в общеобразовательной школе. Когда я спросила в классе, кто из детей ходил в театр — подняли руку два человека. Все остальные, возможно, просто не помнят, что они там были. Не всегда при школьных походах в театр дети запоминают, что они туда ходили и что смотрели. И я пытаюсь объяснить и детям, и родителям, как важно посещать театр вместе, потому что общие переживания и обсуждения театральных впечатлений сближают детей и родителей.

 

chernova

Елизавета Чернова, актриса театра, педагог театрального кружка Дома культуры пос. Аннино:

Я занимаюсь с детьми актерским тренингом и сценической речью. Мы делаем разнообразные упражнения на внимание, на воображение и память, чтобы они лучше сосредотачивались, были более внимательными.

У меня сейчас совсем маленькие детки — 4−5 лет. Это первый такой опыт для меня, и это очень интересно, хотя, конечно, это сложнее, чем работать с детьми школьного возраста. В тоже время, с ними можно поиграть, они любят перевоплощаться, фантазировать, представлять себя в разных образах.

Мне кажется, эти занятия полезны не только детям, но и мне самой. Я учу и сама учусь вместе с ними. От детей получаешь большой заряд положительных эмоций. И даже, когда устаешь, эта усталость приятная. Иногда бывает так, что ты приходишь на занятие после детского спектакля и репетиции — уже никакая, а видишь улыбающихся детей, и сразу все становится хорошо.

Я думаю, что преподавать — это большая ответственность. Я работаю в театре только второй год и понимаю, что мне как актрисе еще учиться и учиться, но, тем не менее, я стараюсь передать детям свои знания, то, чему учили меня. Очень надеюсь, что это что-то даст им и поможет в будущем быть более раскрепощенными, выделяться как на сцене, так и в жизни.

Система комментариев HyperComments