Другу, коллеге, прекрасной актрисе, Галине Сергеевне Сабуровой, посвящается…

saburova-4

11 декабря на 79-м году ушла из жизни актриса Галина Сергеевна Сабурова. Значительную часть жизни она отдала нашему театру. Добрые воспоминания о ней навсегда останутся в наших сердцах. Глубоко скорбим и выражаем соболезнования родным и близким.

Галина Сергеевна родилась 22 декабря 1937 г. в Ленинграде. После окончания школы поступила в ЛГИТМиК, на курс легендарных педагогов Л. Макарьева и Ф. Никитина. После окончания театрального института молодая актриса поступила на службу в Красноярский драматический театр (1964 г.). В 1970 г. Галину Сергеевну приглашают работать в «Ленконцентре», где она прослужит 5 лет. В 1976 г. она становится актрисой «Ленфильма», и будет служить здесь многие годы.

Галина Сабурова прошла большой и насыщенный творческий путь, её сотрудничество с театром «Комедианты» началось в 2000 г., когда актриса откликнулась на предложение Михаила Левшина, художественного руководителя театра, сыграть сваху в спектакле «Женитьба» по Н. Гоголю. Фёкла Ивановна в исполнении Сабуровой стала образцом мастерской, вдохновенной, психологически подробной и яркой игры в лучших традициях русской актёрской школы.

Из последнего интервью актрисы: «Особенно мне дорога здесь атмосфера студии, режиссёр Левшин даёт полную свободу актёрам, в своих творческих поисках идёт именно от индивидуальности актёра, дополняя его, поэтому так интересно работать. К тому же театр камерный, мы работаем прямо на зрителя, а это большая ответственность: пережмёшь немного — сразу почувствуется фальшь. Нужно сдерживать эмоции. Чем больше ты внутри наполнен, чем больше проанализируешь — тем интереснее получится высказывание».

В репертуаре Галины Сергеевны были роли все колоритные и совершенно разноплановые: Уборщица гостиницы в «Провинциальных анекдотах» («такая бабушка, которая не предаст, накормит, обогреет, но и своего не упустит» — из интервью Г. С. Сабуровой); провинциальная купчиха Аграфена Кубыркина с уморительно смешными претензиями на светскость в водевиле «Беда от нежного сердца» (один из любимых жанров актрисы); сердечная и заботливая Баба Шура в детском спектакле «Брысь! или Истории кота Филофея»; расторопная и смекалистая домработница Дуся в современной комедии «Дачницы»; бенефисная, комедийно-драматическая роль Татьяны в «Старой зайчихе» (Н. Коляда); и последняя, совсем крошечная, но потрясающе характерная и запоминающая — Мама Менахема в «Поминальной молитве» по Г. Горину. Роли Сабуровой — это всегда оригинальные по форме и ясные по сути образы простых, близких и понятных зрителю героинь.

В кино актриса дебютировала в 1980 г. — снялась в фильме «Никудышная» в роли Полины.

Из зрительских отзывов: «Мне, почему-то, сразу на память приходит эпизод, где они с Шукшиной пришли в гости к Глузскому в фильме „Никудышная“ женихаться, так сказать. И этот фирменный прищур актрисы… Сразу понятно, что женщина умная, всё наперёд знает, сама обхитрит, кого хочешь. Актриса сильная, самобытная, запоминающаяся»;

«Впервые я увидела Галину Сабурову в сериале „Улицы разбитых фонарей“ (1 сезон, 14 серия „Напиток для настоящих мужчин“), где она замечательно исполнила роль Марии Михайловны, домработницы Инги. Роль — несколько кадров, но ей удалось так исполнить её, что в других фильмах я сразу эту артистку выделяла из всех действующих лиц. Первый кадр с её участием, гротесковый, сразу привлекающий внимание к персонажу и интригующий — она в противогазе в коридоре щёткой наносит средство от тараканов на плинтусы. Не видно лица, но уже понимаешь, что интересно всё узнать об этом персонаже. Третий кадр — она в каком-то нелепом тёмном головном уборе, длинном бежевом шарфе и бордовом пальто с сумкой и пакетом, как приклеенная, идет за Казановой и Лариным. Старается не отстать. В пакете — противогаз, сломанный Казановой. Четвёртый кадр — ей обязательно нужно замену порванной вещи. Взгляд, движения, например, поправляет сдвигающуюся шапку, интонация голоса — особенно голос — сразу запоминаются. Несколько минут экранного времени и готов запомнившийся на многие годы образ, созданный артисткой». (отзывы с сайта kino-teatr.ru)

Про удивительный голос вспоминает и подруга, коллега Галины Сергеевны, Юлия Горшенина:

«Она, оказывается, была очень известна. Когда её не стало, я делилась нашим горем, показывала её фото друзьям и знакомым, и, кому бы ни показывала, — выяснялось, что все её знали. Её роли в кино невозможно было не заметить и не запомнить. Один известный художник по свету в кино, Евгений Козлов, как-то мне сказал, в чём отличие великого артиста от невеликого. Включаем телевизор, ещё не смотрим, а только слышим, и уже понимаем — это Папанов, это Леонов, это Пугачёва. У Сабуровой голос был именно узнаваемым и совершенно уникальным, а ведь нашим голосом разговаривает наша душа. Галина Сергеевна была человеком сильным, трагичным и, всё же, очень весёлым — и это все отражал её голос. Вообще, как любой гениальный артист, она была человеком неординарным, полным противоречий, но и совершенно целостным. С одной стороны закрытая, а с другой — очень открытая. Она могла сочетать на сцене глубокую мудрость и лицедейство на уровне фарса. Тяжёлая жизнь и во многом трагическая судьба, в чём-то очень одинока. Но такая добрая, справедливая, с большим достоинством и с абсолютным отсутствием лицемерия и фальши».

Актриса театра «Комедианты» Лариса Климова: «Это была великая хулиганка и провокатор в лучшем актёрском смысле этого слова. Зрители её обожали. Как дети и животные переигрывают всех на сцене — так и она переигрывала всех — это природная органика, умение „взять за живое“. И, не важно, рвала ли она на себе рубаху, показывая тельняшку, в „Беде от нежного сердца“ или, скромно опустив глаза, говорила в „Дачницах“ о том, что цветов ей не дарили никогда… Понятно, кому доставались все цветы в конце. Она не любила вопросов о здоровье и личной жизни, не любила давать интервью, но очень любила нашу актёрскую братию, и после спектакля мы обязательно сидели и общались. Могла дать совет, но только если была уверена в том, кому его давала. Сущность человека видела сразу, выхватывала».

Художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств России, Михаил Левшин:

«После похорон и сорока дней все говорили, что само прощание, воспоминания — всё это прошло на редкость светло и душевно. Потому что именно свет Галина Сергеевна оставила нам — свет своей доброты и таланта. Когда уходит человек, надо не печалиться, что его больше нет, а радоваться тому, что он был. И мы счастливы тому, что Галина Сергеевна была с нами почти 20 лет. Я никогда не забуду вечера после „Женитьбы“, когда мы разговаривали об актёрах, искусстве, о России. Она всегда на всё имела своё чёткое мнение, всегда говорила откровенно, что ей нравится, а что нет».

Система комментариев HyperComments