А-ка-кий

«…Шинель — это мифологическая русская хламида,
из которой не все еще вышло…»

Георгий Васильев

Спектакль «А-ка-кий» появился на свет 25 февраля 2005 года. Премьера имела широкий резонанс в прессе и безусловный успех у публики, спектакль был номинирован на Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» сезона 2004—2005 гг. Сохранились интервью с уже ушедшим от нас режиссером спектакля Георгием Васильевым, признанным мастером в работе с текстами Николая Васильевича Гоголя. Мы решили изменить своей традиции и построить свой рассказ о спектакле «А-ка-кий» не на сухих фактах его «биографии», а воспользоваться архивными материалами театра — рецензиями и интервью 2004–2006 годов.

А начнем мы с самого начала.

Сцена из спектакля «А-ка-кий», театр «Комедианты»

«Петербургская театральная жизнь протекает в узком, почти семейном кругу. Пойдешь от Театра на Литейном и прямиком выйдешь к Театру Ленсовета, дальше, если по Кузнечному пойдешь, — в «Комедианты» попадешь, по Загородному — в ТЮЗ и т. д. Как-то Георг Васильев, покружившись, забрел в Театр на Литейном. А там «Шинель» дают. Драматурга Александра Образцова. Заворочался Васильев в партерном сиденье. Нет, думает, по-другому сделаю. И напрямки, дворами на Лиговку. Режьте, грит, меня на куски, Михаил Александрович (Левшин то есть, главный у «Комедиантов»), но дайте «Шинель» поставить. «Пожалте, — грит, Михаил Александрович, — удовольствуйте себя».

Е. Соколинский «А-ка-кий»// Невское время, 24 декабря 2004

В театре «Комедианты» классика всегда была в приоритете, и, неудивительно, что именно здесь появился «А-ка-кий». Однако классический текст в нашем театре иногда предполагает не классическую интерпретацию.

«Черная коробка сцены с черным же проемом по центру. Черный стул с высокой спинкой, напоминающий оконный переплет… Не на улицах и в присутствиях Петербурга разворачивается действие этой «Шинели», черное пространство «глядит страшною пустыней». Спектакль начинается почти с финала: на авансцене выстраиваются неведомые зрителю люди, и маленький человечек сначала тихо спрашивает, а потом грозно и страшно выкрикивает в зал: «Знаете ли вы, кто стоит перед вами? Я вас спрашиваю!» «Виноват, виноват!..« — лепечет некто в длинной белой рубахе, его окружают, усаживают на стул, он выкрикивает что-то про шинель с западнями для воров, просит убрать вора из-под одеяла, мечется в горячке… И вот уже умершему только что герою выбирают имя — он родился… Один Акакий умер, другой появился на свет, чтобы повторить судьбу родителя („вечный титулярный советник“)… На новорожденного надевают вицмундирчик и башмаки, дают ему в руки перышко, он счастливо бормочет: „Я… того…“ — и далее по Гоголю. Ну, или почти по Гоголю. Начало спектакля могло бы создать впечатление, что он про ужасы русской бюрократии и про умершего от „должностного распекания“ чиновника, но этот сюжет тут же и закончился. И началась другая история — история человека, который был счастлив, но поддался искушению и потерял все».

Е. Миненко «ГОГОЛЬ-МОГОЛЬ?..» // Петербургский театральный журнал, февраль 2005

Георгий Васильев, режиссер спектакля: «Я определяю жанр спектакля как трагический гротеск. Поэтому на роль Акакия Акакиевича я выбрал артиста Сергея Бызгу. Я уже работал с ним над очень сложным материалом, над Достоевским… Он очень серьезный актер, глубокий человек… Имя Акакий переводится, как «тишайший» и «незлобливый»… Он засыпал с улыбкой и думал: «Что-то я буду переписывать завтра…» Он каллиграф, Бог, поэт. Есть определенная связь между князем Мышкиным и Акакием, только Акакий — это начало, а князь Мышкин — это уже вершина. Они оба каллиграфы…

«Гоголь, Гоголя, Гоголю, о Гоголе» Интервью с Г. Васильевым // Театральный Петербург, 2005. № 1

Выпускник ЛГИТМиКа (курс И.Горбачёва), артист театра «Фарсы» Сергей Бызгу к этому времени был хорошо известен в театральных кругах Санкт-Петербурга и приглашение его на роль Башмачкина было единодушно принято и коллективом, и зрителями и критикой.

«Сергей Бызгу способен „заполнить“ собою — таким миниатюрным и аккуратным — всю-всю сцену. Будь он „дирижером“ своих любимых букв, находись он у одноглазого портного, ласкаясь со своей новой возлюбленной Шинелью, Акакий представляет собой цельный четкий характер… Видно, что он не отвлекается, не выпадает, что он в роли.

Для кого-то может показаться, что это пустая похвала, что каждый нормальный актер так именно и делает, но, поверьте, после „А-ка-кия“ мне захотелось сказать обыкновенное такое человеческое СПАСИБО и БРАВО этому актеру, который в каждой своей роли искренен, правдив, честен перед самим собой и свои зрителем»

Ж. Зарецкая. Рецензия «Афиши»

Сцена из спектакля «А-ка-кий», театр «Комедианты»

«Актер, действительно, наполнял спектакль теплом… Он сначала из сцены в сцену играл почти неизменное состояние любви, восторга, радости, счастья, связанного с процессом выписывания обожаемых им букв. Позднее, когда герой узнавал о невообразимых расходах, которые потребует будущая шинель, — безмерное удивление, преходящее в отчаяние. Затем — всепоглощающую нежность к возлюбленной подруге-шинели. И наконец, — потерянность»

Е. Омецинская «Мал золотник, да дорог»// Женский Петербург. 2006, № 3

«Посреди пустыни, занесенный снегом, стоя на коленях и глядя в черное небо, маленький человечек исступленно кричит: «Что же ты спишь? Что же ты ни за чем не смотришь? Не видишь, как грабят человека?»

Многое намешано и слито в этом спектакле. Он стильно театрален, мягонько гротескен, поэтично-музыкален (я не только о музыке Валерия Пигузова и камерной хореографии Марии Большаковой говорю). Эпизоды, фразы выстраиваются в некий стихотворно-вальсовый ритм с повторяющимися «рефренами»… Не случайно спектакль называется: «А-ка-кий». Чувствуете, как звуки-то во рту перекатываются?!»

Е. Миненко «ГОГОЛЬ-МОГОЛЬ?..» // Петербургский театральный журнал, февраль 2005

Сцена из спектакля «А-ка-кий», театр «Комедианты»

В репертуаре спектакль существовал до 2010 года. Зрители и сейчас вспоминают «А-ка-кий» и сожалеют, что он больше не идет в театре. Но так бывает: появился спектакль, прожил свою жизнь и ушел. Но этот спектакль оставил незабываемое впечатление, и оно сохранится навсегда.

Система комментариев HyperComments