Театральное искусство уходит своими корнями в самую глубокую древность. Как всем известно, наиболее важную роль в становлении театра сыграли древние греки, которые, кроме всего прочего, дали миру сцену приблизительно в том виде, в каком мы знаем ее сегодня. В средневековье театр, как таковой, практически исчезает и сохраняется благодаря бродячим труппам, которые скитались по маленьким селеньям с импровизированными сценками. В эпоху Возрождения, пришедшей на смену мрачных Средних веков, в Европе создается новая драматургия и профессиональное сценическое творчество. Квинтэссенцией этого является Шекспировский театр.
Но, так или иначе, ни древние греки, ни средневековые менестрели, ни Шекспир — никто из них никогда не озадачивался постановками, предназначенными для детей. Считалось, что театр — искусство, предназначенное только для взрослых. Да, дети, так или иначе, проникали в театр. Дети бедняков делали это безнадзорно, пробравшись на галерку или повиснув на деревьях, окружающих уличную театральную площадку. Дети аристократов и буржуа ходили в театр вместе с родителями. Но смотрели они опять-таки взрослые драматические спектакли или оперные и балетные постановки. Бывало такое, что бродячие актеры и передвижные театральные труппы наряду со спектаклями для «взрослого зрителя» устраивали и небольшие детские представления, в основном кукольные — Пульчинелла на карнавалах Италии, Полишинель во французских городках и Петрушка на русских ярмарках.
Идея театра для детей обсуждалась в творческих кругах Европы, Америки и России, начиная с XVIII века, но дальше дебатов дело не пошло. Имели место быть разовые постановки на Рождество, Пасху и другие праздники, как правило, кукольные. Но первый настоящий театр для детей со своим зданием, труппой и репертуаром открылся только в 1903 году в Нью-Йорке. Это был филиал городского драматического театра, но в детских спектаклях участвовали самые лучшие актеры, и ставились интересные оригинальные пьесы, имеющие большое развивающее значение.
В России же первый детский театр появился только в 1918 году при поддержке наркома просвещения РСФСР А. В. Луначарского. Начиная с 20-х годов открыли свои двери десятки ТЮЗ-ов в разных городах страны. Вначале репертуар театров для детей и юношества состоял из спектаклей-сказок и постановок по произведениям классического репертуара. Но по мере развития в афишах стали появляться детские спектакли на актуальные темы.
«Для целей художественного воспитания нужен серьезный, а не игрушечный театр. Таким театром может быть „театр для детей“, если он удовлетворяет следующим строгим требованиям. Прежде всего, должны быть тщательно подобраны актеры. Не надо забывать, что все фальшивые интонации, все нелепые и развязные движения, которые так свойственны значительной части актеров — профессионалов, могут быть легко усвоены детьми. У актера театра для детей должна быть специальная подготовка в области пластики, музыки, понимания грима и костюма. Актер должен быть достаточно живым и гибким для того, чтобы чувствовать связь с непосредственной в смысле ощущений и восприятий аудиторией. Конечно, таких актеров подобрать нелегко. Еще труднее подобрать репертуар». Самуил Маршак
Сегодня практически все современные театры имеют в своем репертуаре спектакли для детей.
Как утверждают современные психологи и педагоги, детям посещать театр не только можно, а просто необходимо, потому что театр — не просто помощник в воспитании детей. Театр — это Дом, где сказка становится явью, любимые герои оживают, увлекая ребенка в волшебный мир перевоплощений. Дом, где научат сопереживать и помогут понять окружающий мир.