Подопечные заведующего труппой весьма беспокойные и непредсказуемые, просто потому, что они артисты. Представьте сколько разнообразной информации должно уложиться в голове у завтруппой, у этого незаменимого театрального труженика?! Сумасшедшие гастрольные, репетиционные и съёмочные графики, ежедневная занятость в утренних и вечерних спектаклях. Кроме этого в театре идёт постоянная суматошная жизнь — репетируют новые постановки, вводят новых артистов в текущие спектакли, готовятся к гастролям и т. д. И ничего из этого не обходится без участия заведующего труппой. Этот человек «всегда на связи».
Милена Чернова, заведующая труппой театра «Комедианты»:
Начну, пожалуй, с артистов, с их первого появления в театре — с «показа». Мне звонят артисты, которые хотят служить в нашем театре, особенно обрывают трубку в начале лета выпускники многочисленных театральных ВУЗов Петербурга и других городов. Потом они приходят лично — человеческий фактор тоже очень важен при приёме в труппу, и только после этого мы с художественным руководителем смотрим их «показ» — один или несколько драматических отрывков. Если артист интересный, мы начинаем думать, может ли он нам подойти и для каких ролей.
Заведующий труппой должен наизусть знать все составы участников спектаклей, где нужен дубль, где пришло время кого-нибудь заменить. Художественный руководитель на первом этапе создания спектакля, при распределении ролей, часто советуется с завтруппой. Формирование труппы театра — важнейшая его обязанность.
Он должен всегда знать всё, что происходит с артистом, а с артистом происходит именно ВСЁ! Это связано не только с творческими моментами, но и, конечно, с личными. Все эти нюансы нужно держать в голове и быть готовым ко всяким неожиданностям. На связи ты обязан быть круглосуточно — вдруг кто-то заболел, у кого-то семейные обстоятельства — в этих случаях меры нужно принимать срочно, иначе — срыв спектакля, а это значит, что зрители уйдут домой ни с чем, а что может быть страшнее?
Вторая основная задача заведующего труппой — составление репертуара на следующий месяц и расписания на следующую неделю. Как сказал А. Ширвиндт — «репертуар составить — катастрофа, а репетиции — вообще утопия». Сегодня у всех есть подработки: съёмки, реклама, антрепризные проекты. К тому же в нашем театре работает около тридцати приглашённых артистов из других театров, а их расписание нужно сверять ещё и с их основным местом службы. А потом учесть каждый выход приглашённого артиста, будь то спектакль или репетиция, чтобы ему правильно рассчитали зарплату. Сделать так, чтобы сошлось расписание у всех: артистов, режиссёров, музыкантов — их более 70-ти человек — при том, что у одного занято утро, у другого вечер, третий на выезде с детским спектаклем, а четвёртый на съёмках в «Караганде» — вот примерно то, чем ещё занимается завтруппой.
Нет такого ВУЗа, где обучали бы этой профессии. Однако, завтруппой должен иметь театральное образование. Я окончила театроведческий факультет. Это помогает на «показе» и при «распределении». Ведь я понимаю, что такое спектакль, что такое действующий артист на сцене. Помимо организаторских способностей, мне кажется, человек, выбравший эту, мягко говоря, непростую профессию, должен обладать навыками психолога — вовремя посочувствовать, помочь взглянуть на ситуацию с разных точек зрения, уметь сориентироваться и найти выход. И, конечно, завтруппой должен очень любить своих взбалмошных талантливых подопечных — артистов.
Великие театры — Великие заведующие труппой (МХТ и Александринка)
Одного из реформаторов русского театра В. И. Немировича-Данченко — режиссёра, педагога, театрального критика, писателя и драматурга можно назвать и одним из самых известных заведующих труппой. В 1898 г. он совместно с К. С. Станиславским основал Московский Художественный театр (МХТ); вместе они осуществляли творческое и организационное руководство труппой. Как «заведующий репертуаром» Владимир Иванович привлёк к сотрудничеству с театром А. П. Чехова, М. Горького и др. Будучи «заведующим репертуаром», он определил идейно-репертуарную линию театра, сразу же придав ей ярко выраженное передовое, демократическое направление.
Не менее известным заведующим труппой можно считать Петра Петровича Гнедича — русского прозаика, драматурга, переводчика, историка искусства, театрального деятеля. В 1901 г. Гнедич был приглашён на должность управляющего труппой в Александринский театр, «дабы не потерять зрителя и не отмахиваться от новых веяний, а учитывать их». Он хорошо понимал, что театр требует серьёзных реформ. Гнедич высоко оценил программу «нового» Московского художественного театра, возглавляемого Немировичем-Данченко и Станиславским. Он писал Чехову: «У Немировича и Алексеева дело хорошее — пусть только они не охладевают к нему». Сам он в это время провёл ряд реформ: упразднил ежегодные актёрские бенефисы (в них зачастую разыгрывались посредственные, случайные пьесы), настоял на ограничении числа вызовов на аплодисменты (прежде успех актёра измерялся количеством вызовов). Самым же главным было то, что, отдавая дань классике, Пётр Петрович понимал значение современного стиля для нормальной жизнедеятельности Александринского театра.