7 и 25 апреля на сцене театра «Комедианты» премьера — спектакль «На чистую воду или Самая счастливая семья».
Провинциальный анекдот с сочными диалогами драматурга Василия Сигарева. Самая обыкновенная квартира среднего класса в хрущевке. Хорошенько отпраздновав получку, муж прячет деньги от жены — и, конечно, благополучно забывает куда. В надежде отыскать пропажу супруга приглашает гипнотизера. Вот только, когда он приступает к работе, выясняется, что спрятанные деньги — далеко не единственная проблема семьи Бызовых.
Под гипнозом все тайное становится явным. Один за другим «из шкафа» появляются самые сокровенные секреты семьи Бызовых и заставляют героев по-новому посмотреть на свою жизнь. История, рассказанная в легком ироничном жанре, на самом деле повествует о серьезных и вечных проблемах семейных отношений.
Создатели:
Режиссер-постановщик — Борис Бирман
Сценография и костюмы — В. Семенов, Н. Грошева
Хореография, пластика — Д. Барабанова
В ролях: заслуженная артистка России Нина Мещанинова, заслуженный артист России Борис Смолкин, заслуженный артист России Аркадий Коваль, Олег Жилин, Андрей Никитских.
О драматурге
Василий Сигарев родился 11 января 1977 года в поселке Верхняя Салда Свердловской области. Сначала Василий учился в Нижнетагильском педагогическом институте, а затем окончил Екатеринбургский театральный институт по специальности «драматургия». Свой путь он начал с театра, хотя всей душой стремился к кино. Молодой театральный драматург привлек внимание общественности уже в 25 лет, когда в 2002 году пьеса «Пластилин» уральского гения вышла ни где бы то ни было, а на сцене London’s Royal Court Theatre! Она получила престижную мировую театральную награду Evening Standard Theatre Award в номинации «Most Promising Playwright». В целом Сигарев написал около двух десятков востребованных пьес («Семья вурдалака», «Замочная скважина», «Яма» и другие), которые собрали множество наград и премий и ставились по всему миру — от Екатеринбурга до Бродвея. Но, кто бы мог подумать, что на самом деле прославленный молодой драматург всегда мечтал о кино.
«Меня вообще театр не засосал в свои сети. Мои пьесы выглядят не как привычные театральные пьесы, а как готовые киносценарии, — признается Сигарев. — Не такой уж я и театрал. Однако театральный мир не захотел меня отпускать, и „Пластилин“, задуманный как сценарий, постепенно превратился в театральную постановку…».
Режиссерский дебют Сигарева в кино состоялся в 32 года. Он написал сценарий фильма «Волчок» (2009), который помог реализовать продюсер Роман Борисевич. «Пришлось самому переквалифицироваться в режиссера и снять по нему кино, чтобы всем сразу стало понятно», — говорит автор. Драма повествует о 6-летней девочке, которая никогда в жизни не видела свою мать. И вот однажды мать появилась, подарила ей нелепую игрушку «волчок»и снова ушла. История этой девочки и бегущей от нее матери потрясла страну. Фильм получил награды «Кинотавра» и несколько других зарубежных премий (например, Главный приз Kunst Film Biennale (Кёльн, Германия).
Вдохновленный успехом, в 2012 году режиссер Василий Сигарев представил свой второй фильм — драму «Жить», сценарий к которой он также написал сам. Идею фильма Василий почерпнул из жизни:
«Была история одна в моей жизни… Тогда мне было двенадцать лет, я шел утром в школу. У нас в городе есть такой дом — из белого мрамора, для всяких начальников — номенклатурный. И там клубилась черная толпа людей. Я поднялся по лестнице, заглянул в открытую дверь. Там стояли два гроба, в которых лежали два сына, рядом с ними, на коленях, — мать. Я смотрел на нее и думал, как же ей жить дальше. В фильме я попытался ответить на этот вопрос, но сам ответа на него я так и не получил».
Лента о том, как пережить смерть близких людей, была впервые показана 31 января 2012 года на международном фестивале в Роттердаме, где сорвала овации зала. Картина вновь получила главный приз «Кинотавра» и массу других наград. Примечательно, что в обеих работах Сигарева снялась актриса Яна Троянова, которая является его супругой. У пары есть дочь.
Василий Сигарев, популярный драматург, только начавший свой режиссерский путь, уже завоевал славу и на этом поприще. Его стилю критики даже придумали свое название — «новый народный реализм» — за ту правду жизни, которую Сигарев передает в своих произведениях.
Режиссер Борис Бирман о премьерном спектакле:
Существует космос и вселенная. Они полны гармонии и безграничны. А есть мы — простые люди, которые вечно в своих крошечных квартирках решают свои «муравьиные» проблемы. Ссоримся, ругаемся, виним друг друга и врем вместо того, чтобы ценить и уважать самых близких нам людей. Что уж там космос…
Эта пьеса вне времени — с одной стороны советская, с другой стороны — относится и к нашему времени, так как, по сути, время — относительно. Немного ностальгии, юмор, извечный советский союз, который все еще остался в нас.
Я поставил себе цель вырваться из бытовой реальности и добавить в нее пространство сна, гипноза, космоса. Я хочу показать, что погружение в подсознание может быть очень опасно и непредсказуемо. В начале и в конце спектакля к зрителям обращается гипнотизёр. Моя главная мысль в том, что наше подсознание похоже на космическое пространство, оно так же безгранично и не изведано.
Актриса Нина Мещанинова, исполнительница роли Надежды Бызовой:
Это спектакль о любви в браке, который длится много лет. Материал очень сложный, но мне нравится играть эту роль. Моей героине, как и тысячам женщин, слишком многого не хватает в семейной жизни. От этой неудовлетворенности женщины становятся невыносимы. Кто-то замыкается, превращается в нытика или неряху, а моя героиня — она орет, как сумасшедшая.
Но правда в том, что если есть любовь, любые проблемы, и даже обманы — ерунда. Правда — это любовь. Остальное второстепенно. Не стоит слишком углубляться в поиски другой, несуществующей правды, и не все скелеты стоит вынимать из шкафов.
Олег Жилин, исполнитель роли Бориса Бызова:
Мой герой простой и искренний. Служил в армии, закончил ПТУ, работает на заводе. По профессии токарь ЧПУ. Ну и, как водится, человек пьющий, умеет пить много, самозабвенно и с удовольствием. По сути, его с женой ничего не удерживает вместе, возможно, когда-то была и какая-то романтика, и даже любовь, но это в прошлом. Потому что быт убивает романтику, как известно, сколько таких историй вокруг нас! Но тут вмешивается гипнотизёр, и как будто потусторонние силы врываются в привычный и осточертевший быт.