В этом выпуске мы расскажем об удивительных людях, выполняющих, казалось бы, простые функции — функции помощника и ассистента. А если добавить к словам помощник и ассистент творческую составляющую — режиссер, то все меняется кардинально. Среди всех работников театра, за исключением, конечно, режиссера-постановщика и актеров, это единственные участники творческого процесса, которые не только видят весь процесс создания спектакля, но и сопровождают его на протяжении всей сценической жизни. В нашем театре работают два помощника режиссера — Людмила Бойкова и Наталья Курбатова, и два ассистента режиссера — Симона Строганова и Елена Федорова. Именно их фамилии указываются в програмке после загадочных для многих слов: «Спектакль ведет…»
Людмила Бойкова, помощник режиссера:
Я начинаю работу в спектакле вместе с режиссером и актерами со знакомства с пьесой — с первой «читки». Помощник режиссера должен знать текст пьесы, знать его лучше, чем актеры. Когда репетиции перемещаются на сцену, я слежу, чтобы все было готово и организовано лучшим образом — режиссер должен зайти в зал, сесть и начать работу.
По ходу репетиции делаются записи — куда актер пошел, откуда что взял, из какой кулисы выносится реквизит, в какой момент включается музыка, когда происходит затемнение. Я это фиксирую, ведь в процессе работы можно забыть какие-то моменты, а из таких мелочей, в том числе, и складывается спектакль.
Когда премьера состоялась, помощник режиссера полностью отвечает за «проведение» спектакля, за готовность всех цехов, сцены, декораций, за своевременный выход актеров. Обычно я прихожу за два часа до спектакля — и непременно обзваниваю всех — актеров, сотрудников, которые должны быть на спектакле, проверяя, что все в порядке. У каждого помощника режиссера есть свои спектакли, и провести «чужой» спектакль — очень сложно.
Елена Федорова, ассистент режиссера:
Профессии помощника и ассистента режиссера в театральном вузе не учат. По сути, это одна профессия — круг обязанностей у них практически одинаковый. Тем не менее, профессия ассистента режиссера подразумевает наличие у человека театрального образования — актерского или режиссерского. Это необходимо, например, для анализа необходимого литературного и музыкального материала на подготовительном периоде работы над будущим спектаклем. Ассистент режиссера в случае необходимости может самостоятельно провести репетицию без присутствия режиссера, а без соответствующей подготовки, это, практически, невозможно. Еще одна важная обязанность ассистента режиссера — „ввод“ новых исполнителей в спектакли текущего репертуара. Для этого необходимо не только знать пьесу и „проведение“ спектакля, но и задачи, которые ставил перед актерами режиссер-постановщик, учитывать нюансы роли и акценты взаимоотношений героев пьесы.
Все обязанности помощника и ассистента не укладываются в обычную должностную инструкцию. Эта сложная и ответственная работа связана с организацией всего творческого процесса по созданию и эксплуатации спектакля. Начинается все с планирование репетиций — кого и когда вызывать, какие сцены и когда «проходить» на конкретном этапе работы над спектаклем. Святая обязанность помощника на репетициях подсказывать артистам реплики, следить за тем, что бы вовремя появлялся соответствующий реквизит и костюмы. Часто во время репетиций в первоначальный текст вносятся правки, сокращения или дополнения и помощника и ассистента режиссера должны следить за тем, что бы у всех артистов текст был «актуальный». Особая ответственность лежит на этих людях за «проведение» спектаклей. Перед началом спектакля помощник или ассистент проверяет ВСЕ, что касается сцены, во время «проведения» следит за выходом артистов, подает сигналы звуковику и осветителю, если это необходимо, ну и, конечно, дает звонки в зрительный зал, согласовав их с готовностью всех участников спектакля. И это далеко не весь перечень обязанностей закулисного «Фигаро».