Театральная школа поначалу была танцевальной, но ее преобразили. Театральной она стала называться через 30 лет после своего учреждения, хотя танцы в ней оставались главной дисциплиной еще долгие десятилетия. Это была традиция. Даже великая Ермолова, много позже, в 1860-х в стенах Московского театрального училища овладевшая актерским мастерством, вынуждена была обучаться танцам (это с ее-то ляжками!). Актриса даже думала — не стать ли балериной? Но пока думала, так и не стала.
Танцевальная школа, кстати, появилась не только на 30 лет раньше Театральной, но на 18 лет раньше профессионального русского театра, и такое впечатление, что русская элита испокон века танцевала. Тот же Петр I, едва заложил Петербург, заложил моду на бальные танцы при дворе. С этого времени и танцуют. И Ермолова, и все, кто до нее и кто после. Однако в 1770-х до Ермоловой было далеко, а до Фонвизина, Капниста, Коцебу, а тем более Озерова — совсем близко.
Наиболее активно в те годы развивалась комедия, она и всегда была активна, даже когда этого не требовалось. Начал развивать русскую комедию еще в 1760-х сентименталист Лукин, а поскольку он был сентименталист, то и комедию создал «слезную». Потом комическое дело в 1780-х продолжил Фонвизин, но ему уже было не до слезных сантиментов, потому что обществу нужен был смех, причем сатирический и гомерический. Фонвизин обществу его дал, хотя вскоре самому Фонвизину стало не до смеха. В 1782 году он написал очень сатирически смешную комедию «Недоросль», которая была восторженно принята не только образованной частью русской публики, но и необразованной тоже. Потом комедию поставили при дворе. Весь двор на представлении комедии очень смеялся, но потом запретил. К счастью, до запрета вельможа Шувалов успел подойти к Фонвизину, похлопать по плечу и произнести знаменитую фразу: «Умри, Денис! Лучше не напишешь!» Фонвизин умер несколько позже. Но вот ничего лучше он в самом деле уже не написал.
Наиболее активно развилась комедия в пьесе Капниста «Ябеда». В ней неуемный автор с позиций стоящего «внизу» простого человека остроумно и изобретательно бичевал верхушку российского чиновничества, и один Бог знает, как ему это удавалось, стоя внизу. Вплотную к комедии тогда же примкнула «мещанская драма», но на нее ходили только мещане.
Вторым главным жанром в те годы была трагедия, поэтому Коцебу и Озеров были трагическими писателями. Они и кончили трагически — первого убили, второй сам сошел с ума. Классицистическая трагедия в те годы менялась под действием проникновения в нее просветительских идей. Идеи проникали поодиночке и группами, так что драматургам не всегда удавалось их отслеживать. Некоторым идеям и вовсе проникнуть не удалось, потому у нас нет трагедий подобно шекспировским. Настоящие трагедии разыгрывала жизнь, но об этом поговорим позже, когда пойдет речь о жизни. Пока ни о какой жизни речи не было.
Очень бурлил третий главный жанр — комическая опера, в которой, как известно, отличилась императрица Екатерина II. Императрица вообще любила жить бурно. Жаль, что тема эта выходит за рамки театральной, можно было бы пофилософствовать как на тему жанра, так и на тему правды в искусстве.
Поскольку автором оперы в те годы считался автор текста (то есть либретто), а не музыки (об этом читай выше), то среди создателей оперного жанра выдвинулись имена литераторов Николева, Попова, Матинского, Аблесимова, Княжнина, а имена композиторов Сарти, Соколинского, Пашкевича, Фомина — не выдвинулись.