Рассказы Василия Шукшина в спектакле «Земляки» объединены композиционно в некий концерт художественной самодеятельности. Ведет этот концерт заведующая клубом, выдуманный персонаж, которого нет в рассказах. Если персонаж прописан — создавать на сцене образ проще, но что делать, когда его нет. Ольга Яковлева, исполнительница роли завклубом, историю своего персонажа придумала сама. Хотя «придумала» — не то слово. Она собрала образ из воспоминаний о том времени, из шукшинских рассказов и из своего жизненного опыта. Вы не увидите эту историю в спектакле, но сможете почувствовать, потому что персонаж Ольги настолько живой, что история, которую создала для него актриса, вовсе не кажется выдуманной.
Ольга Яковлева:
Мою героиню я назвала Нина Ануфриева, родилась она в 1930-м году. Началась война, папа погиб на фронте, остались мама, и два брата, семья пережила блокаду. Самый старший погиб в конце войны. Когда прорвали блокаду, семью эвакуировали в Сибирь. Они прожили там четыре года, там Нина закончила школу. Когда вернулись в Санкт-Петербург, в 1948-м году, она, как многие, не пошла учится, а сразу устроилась на швейную фабрику — нужно было зарабатывать на жизнь: мать после блокады была очень больна, а брат служил во флоте на Финской границе. Нине нравилось работать на фабрике, она научилась шить себе одежду, но денег все равно не хватало, она голодала, и тогда решила перейти на кондитерскую фабрику. Выносить пирожные было, конечно, нельзя, зато можно было их есть. Но ей все время чего-то не хватало. Ведь она воспитывалась в интеллигентной семье — книги, музыка, театр. Тогда она начала участвовать в самодеятельности.
Когда Нине исполнилось 22 года, жить стало немного полегче, и она поступила в библиотечный техникум, на вечернее отделение, устроилась на работу в библиотеку. Потом поступила в культпросветучилище, в класс режиссеров самодеятельного коллектива. Работала в Ленинграде, в ДК железнодорожников. У Нины была строгая начальница — ярая коммунистка. Когда моей героини исполнилось 30 лет, у нее умерла мама, а брат женился, ей захотелось самостоятельности и творческой свободы. И она рванула обратно в Сибирь — на комсомольскую стройку, и попала в поселок, где происходит действие спектакля.
Личная жизнь моей героини не сложилась: девочка из интеллигентной семьи, она вначале заботилась о маме, потом было не до того, работа всегда была на первом месте. А когда приехала в деревню, на нее положили глаз несколько трактористов. Один, который действительно пробудил в ней чувства, был женат. Вот так грустно.
Ее поселили к пожилой одинокой женщине. Нина ухаживала за ней вплоть до ее смерти, а после стала жить в ее доме одна. У нее был огородик. Иногда, когда ей становилось особенно тяжело, она заходила в обычно запертую бабушкину комнату, где хранились иконы, и молилась. Постепенно она стала достаточно замкнутым человеком, всегда вежливая, немного холодная, но болеющая за свое дело. Из-за Нининой необщительности про нее сплетничали, особенно мужики.
Ей дали возможность «поднимать культуру», показали «клуб» — заброшенную церковь, и отдали на ее попечение избушку с библиотекой, в которой почти не было книг. И семь лет она занималась организацией клуба, регулярно ездила в районный центр и всеми правдами и неправдами выбивала для своего поселка книги, даже покупала их на свои деньги. Сначала приходили только дети, потом потихоньку и взрослые.
Она организовала кружки — пение, танцы — ей хотелось, чтобы ее односельчане научились отдыхать не только «со стаканом». И вот, наконец, ее усилия начали приносить плоды — она впервые организовала концерт художественной самодеятельности, который и увидят зрители в спектакле «Земляки».