Грим (франц. grime, от староитальянского grimo — морщинистый).
Слово «Грим» пришло в наш словарный обиход из французского языка, и в переводе означает «забавный старикан». Грим — это искусство изменять внешность актера в соответствии с требованиями исполняемой роли. Гримом также называют особые профессиональные гримировальные краски, используемые в театре и кино.
Актеры древнегреческого театра для целей перевоплощения использовали в своих выступлениях маски. Но никакая маска не может передать яркость эмоций и палитру чувств актера. Хотя некоторые театры Японии, Китая, Индии и других театров Востока и сегодня сохраняют крайне условный тип грима, когда раскраска лица актера максимально приближена к маске.
Точную дату появления театрального грима назвать нельзя. Некоторые источники утверждают, что это случилось в 6 веке до н. э. в древнегреческом театре, где на лица актеров стали наносить маски из свинцовых белил. Театры были огромные и вмещали до 15 000 зрителей, поэтому использование такого грима было удачной находкой, позволяющей актеру играть несколько ролей, меняя маски, а зрителям видеть его персонажа на большом расстоянии. Римские, а потом и итальянские театры, не остались в стороне от использования грима. В 18 веке в Европе актеры все еще раскрашивали лица свинцовыми белилами, чтобы их было заметней в тусклом свете сцены, а румяна делали из сульфида ртути. Оба соединения были ядовиты. В начале 19 века появилось газовое освещение, и необходимость сильно отбеливать лица отпала, грим стал более тонким, хотя все еще примитивным. Палитра грима актера состояла из белого и синего мела, царапины делали из красного кирпича или пепла от сгоревшей бумаги. В России использование грима стало набирать популярность в народных играх, обрядах, когда внешнее преображение участника было обязательным. Раскрашивались лица примитивными подсобными средствами — сажей, белилами, соком растений.
К 21-ому веку актеры стали пользоваться косметикой, разработанной для киноиндустрии, макияж стал более естественный и натуральный. Для создания спецэффектов стал применяться каучуковый латекс, который давал возможность придать коже вид глубокой старости, сделать лысину, фальшивый нос или щёки и изменить внешность актера до неузнаваемости.