Марлен, рожденная для любви

Этот выпуск мы посвятили главной героине первой премьеры этого сезона — спектакля «Марлен, рожденная для любви».

Марлен Дитрих — одна из самых известных актрис Голливуда. Она родилась в 1901 году, и прожила жизнь длиною практически в век. Имя Марлен Дитрих известно всему миру и ее облик, навеки запечатленный кинематографом, стал иконой стиля прошлого столетия. Впрочем, и сейчас она, ее острый ум и головокружительные романы будоражат и заставляют вновь и вновь перечитывать ее дневники и посвященные ей воспоминания и, конечно, говорить о ней со сцены.

marlene-3

Заслуженный деятель искусств России Михаил Левшин, режиссер:

Любопытство к Марлен Дитрих началось с того, что однажды мы поняли, что есть прекрасный музыкальный материал, связанный с ее именем, ведь немалую часть своей жизни она посвятила музыке. И мы решили подготовить концерт песен Марлен Дитрих в исполнении актрисы и певицы Нины Мещаниновой. Тогда давно мы ничего не нашли, кроме каких-то странных записей, разочаровались, и только позже, возможно, из-за развития техники, мы обнаружили, как много интересного материала есть об истории этой женщины. Поэтому мы решили сделать не просто концерт, а спектакль о ее жизни, с ее песнями. Уже позже пришло название жанра — «шоу-драма».

Поиски литературной основы складывались непросто. Мы пробовали работать с несколькими авторами: с Э. Гайдаем, В. Вербиным и Г. Скороходовым. Как раз Глеб Скороходов и предложил название — «Марлен, рожденная для любви» — эти искания вселили какой-то интерес, любопытство и, как говорится, перспективу, что, может быть, мы о ней сможем рассказать. И, конечно, композиция, построенная на основе документов, фрагментов воспоминаний о ней и ее книг оказалась очень трудоемкой, как в смысле создания драматургии, так и в смысле ее воплощения на сцене. И мы до сих пор находимся в тревожном ощущении, как это все соединится. Непросто сделать документ, письмо, фрагмент биографии живыми, чтобы это воспринималось как драматическое действие. Это не биографическая пьеса, а своеобразный монтаж, который должен быть захватывающим, интересным, а это получается лишь тогда, когда документы — оживают.

Неслучайно жанр спектакля мы определили как драматическое шоу — и в этом смысле шоу — все музыкальные номера, а драма — история жизни Марлен Дитрих, где было много встреч, расставаний… и, конечно, любви. Она влюблялась роковым образом и навсегда, а потом она расставалась, и влюблялась снова, она могла дать миру огромное количество любви и делала это. Есть такие люди. Хочется подчеркнуть, что эти встречи и расставания стоили ей немалых душевных переживаний. Она воспринимала все драматично. За свои 90 лет она прожила много жизней, и все они были интересны и уникальны.

Спектакль будет сопровождать музыкальный ансамбль из пяти человек, также будут элементы шоу — светящийся пол, проекция фильмов с участием Марлен Дитрих и ее фотографии, — все это требует времени и затрат, но нам кажется, что это важное и благородное дело — оживить легенду ХХ века, рассказать ее удивительную историю.

Заслуженная артистка России Нина Мещанинова, исполнительница роли Марлен Дитрих:

В процессе подготовки спектакля я познакомилась со всеми фильмами Марлен, и когда я начала всматриваться, я поняла, что в этой женщине определенно есть тайна. Не только мне, но и всем актерам, занятым в спектакле, интересен момент «попадания», ведь они все играют известных людей — Ремарка, Хемингуэя, Габена, Штернберга. Сценарий придумывался в процессе репетиций, и когда получился каркас, и мы «встали на лыжи» и поехали, начала появляться какая-то неуловимая правда, эти самые «попадания». На репетициях мы даже называли это между собой — «Поиски Марлен Дитрих». И, мне кажется, мы смогли прикоснуться к тайне. К тайне этих великих людей.

Мне трудно воспринимать Марлен как певицу — я бы назвала ее пение скорее напеванием, но есть в ней безумная, мощная энергетика. Вот мы включим Эдит Пиаф, и сквозь время это трогает нас. Так же Марлен. Можно назвать это харизмой, даром, исключительным обаянием или как угодно. Когда я пытаюсь петь эти немецкие песни, я чувствую эту мощь — а как сыграть мощь?

Феномен звезды складывается еще и из астрологических звезд — из определённого везения, когда, например, человек оказывается в нужном месте в нужное время, как оказалась Марлен. И это тоже тайна. Мне история Марлен интересна именно тем, что она не просто попала на «звездный» небосклон, но, в отличие от многих, продержалась там до конца. Ее история не была одной сплошной историей успеха и счастья. И это интересно. Ее карьера началась очень поздно. Ее штормило всю жизнь, в какой-то момент после безумного успеха ее почти прекращают снимать, но эта женщина не сдается и начинает петь. Она гастролировала даже тогда, когда еле могла выходить на сцену — и зрители не замечали этого — она была ослепительна. Эта звезда светилась вопреки всему. И это дар не актрисы и не певицы — это был дар женщины — дар личности. Ее невозможно сыграть, я могу лишь намекнуть. Она непознанная планета, звезда! Это складывается из всего, что преподнесла ей жизнь: воспитание, Голливуд, война, окружающие ее люди. Например, Габен пошел на войну, если бы он не пошел, может быть, и она бы не пошла…

Сегодня, мне кажется, уничтожено понятие личности, сейчас все личности, все звезды. С одной стороны это просто, но с другой стороны — это неправда, фальшь. Марлен предпочитала личностей. В конце жизни она не общалась ни с кем, не принимала никого, все ее великие друзья и возлюбленные умерли, а другие ей были неинтересны. Дружба с «великими» сделала ее личностью, она работала над собой всю жизнь, учась у этих людей. Эти люди заставляли ее подниматься до них, и она была счастлива, когда им соответствовала.

Система комментариев HyperComments