В жизни театрала нередки радостные находки, потрясающие спектакли и невероятные режиссеры и актеры. Но когда повезло встретиться с Театром, где тебя с первого визита принимают как близкого человека и даже друга, то это уже Судьба. До прихода в «Комедианты», Судьба улыбнулась мне уже трижды, но я всегда верю в чудо. И оно случилось! Теперь в моей жизни есть и этот уютный Дом на Лиговке — теплый, дружелюбный, родной. Где даже зритель иной — несуетный, улыбчивый, уступающий друг другу места в маленьком пространстве у гардероба, никогда не спешащий из зала и всегда открытый для общения.
Думаю, именно такой театр идеально подходит для сценического воплощения неповторимой прозы Василия Шукшина. Люди, ее населяющие, открыты и непосредственны, простодушны и самобытны. Шукшина ставят мало, попытки эти далеко не всегда удачны. И я размышляла над этим. Юмор шукшинских героев, он ведь не нарочит, он парадоксально курьезен, да. Но это не попытка острить, и даже пошутить, тут все на полном серьезе. Такие коллизии в органике этих «чудиков», именно поэтому смешно, иногда до колик. И сам Шукшин повествует о них с легкой теплотой, юмором. Театральные же постановки зачастую грешат нажимом, наигрышем, не крестьянами, а ряжеными, показной «деревенщиной», и оттого смех в зале может и присутствует, но очарование и легкость уходят… Искренность уходит… Достоверность…
В спектакле Михаила Левшина «Земляки» самобытности, простоте и искренности героев позавидовать можно! Это именно те персонажи, которые вставали перед глазами при чтении рассказов. «Театральность» лишь в связках и переходах, но и она органична, а главное абсолютно в духе «Комедиантов». Режиссер виртуозно умеет при помощи реплики, детали или жеста раскрыть характер главного героя. Конечно, не все «мое», особенно образ ведущей концерта в деревенском клубе (к слову, в антракте, импровизации Ольги Яковлевой по организации концерта среди зрителей были мне больше по душе! Как и замечательный Александр Гончарук с неизменным баяном!)
Первый акт для меня был как-то посильнее второго. Возможно оттого, что меня ошеломило такое «с места в карьер» — сразу «РАСКАС»! Да какой многослойный по структуре, какой мощный по игре…. Частенько первый акт начинается длинными интермедиями, прелюдиями под эгидой «нужно, чтобы зритель перестроился с будничной суеты на театральное действо». А тут — сразу! Ворвались на сцену бравые солдаты во главе с красавцем-офицером (Виталий Такс) и закрутилась вплетенная в танец невыплаканная боль Вани Петина (Виталий Кравченко) от ухода жены (Алена Азарова.) И такая охватила его неуемная жажда мести, что бросился он в писательство, печатным словом заклеймить предателей — «Чтобы прочли они и стыдно им стало!» Замечательно и очень сильно поставлено и сыграно.
Сразу за этим, не менее мощно, стремительно, просто кавалерийским наскоком вышла на авансцену «организатор первых колхозов» Теща (Татьяна Кожевникова) и развернулась перед нами очередная обида маленького человека, переросшая в уголовное дело («Мой зять украл машину дров»). Здесь не просто браво, а восторг и сильнейшее впечатление от игры Евгения Талашманова (Веня Заблицкий). Для меня это открытие вечера.
Но невозможно весь спектакль строить на пусть маленьких, но трагедиях. «Други игрищ и забав» уже скорее лирическая вещь, с «фирменным» вовлечением зрителей, истинным мастером которой воспринимаю Геннадия Спириденкова (отец Игоря), невероятно убедительными и трогательными Елизаветой Черновой (Алевтина) и Ольгой Яковлевой (мать Игоря). А следом шофер Серега Духанин (Анатолий Ильченко) и вот они «Сапожки». Один из любимейших моих рассказов Шукшина, — это такое мужское понимание и объяснение чувства любви. Смешной и трогательный, очень хрупкий по чувствам рассказ, хоть герой его вполне себе мужественный и решительный! Ничего не пожалел, никого не побоялся — сделал то, что вдруг захотелось, и именно от любви, удивившей его самого. Вот тут, пожалуй единственное несовпадение моего восприятия образов и сценического воплощения, показавшегося мне более событийным, что ли… Не прочувствовала я этих удивительных внутренних изменений героя. Зато режиссерский подвод к рассказу — просто замечательный! Показ мод в деревенском клубе. И вдруг — сошли модели с импровизированного подиума и превратились в манекены(ах, эти скамейки! Как я их уже люблю, чудо, а не реквизит!) И вот мы уже в магазине с равнодушной продавщицей, говорящими манекенами и внезапным умилением Сергея от этих удивительных сапожек. И пусть оказались малы, зато РАДОСТЬ…
Завершает спектакль рассказ «Верую!» Его главный герой Максим (Виталий Такс) мучается по выходным от неизъяснимой тоски, ищет ее истоки и причину и отправляется за разъяснениями к гостящему в деревне попу (Юрий Агейкин). И тут оказывается, что верит поп не столько в душу и ее страдания, как в жизнь, в ее многообразие и мудрость. Что там, за гробом — неизвестно, поэтому он советует Максиму испытать рай и ад на земле, прожить жизнь короткую, как песня, тогда и умереть не жалко. И такой песней становится их с Максимом «дуэт» под аккомпанемент ударов в таз: «Ве-ру-ю-у! В авиацию, в механизацию, в сельское хозяйство, в научную революцию! В космонавтику и невесомость!» Этот мощный гимн жизни, вечному и неустанному ее движению переходит в реальную молитву, каждый из героев произносит фразу-квинтэссенцию своего рассказа. И вот уже земляки, рассевшись на лавочках под образами, всматриваются вдаль и в себя самих. Вместе с нами. Мы тоже заглянули в себя.
СПАСИБО, Комедианты! Браво, Михаил Левшин!
И да простят меня не упомянутые артисты — ВСЕ были прекрасны, все сыграли множество ролей с азартом и удовольствием!
Яна Андреева