Спектакль «Граф Нулин» Михаил Левшин поставил в 1997 году. И не только поставил, но и сам в нем играл. Играл сам себя, то есть режиссера. Дело в том, что это была несколько необычная постановка. Все начиналось с того, что зрители попадали в некий театр «ИИИ» — «Искусства Иронической Импровизации», где режиссер вел свой нелегкий творческий поиск. Перед началом спектакля он распределял роли, артисты начинали речевую разминку — фрагмент заметок Пушкина о «Графе Нулине»: «Перечитывая „Лукрецию“, довольно слабую поэму Шекспира, я подумал, а что, если бы Лукреции пришла в голову мысль дать пощечину Тарквинию… Мысль пародировать историю и Шекспира мне представилась…»
И с этого начиналось театральное хулиганство на тему мифа о Лукреции, вдохновившего Пушкина на литературную пародию, а актеров — на ироническую импровизацию.
М. А Левшин, режиссер спектакля:
«С участием Сергея Бублия мы начали придумывать театральную историю вокруг „Графа Нулина“. Мы облекли спектакль в форму репетиции в некоем формальном театре. Режиссер — экспериментатор, он даже готов взять любого человека из зала на главную роль Натальи Павловны. Человек, которого я вызывал, естественно, был подсадной, это оказывалась актриса (роль играли Ирина Колганова и Анна Загребна), которая очень хочет участвовать в спектакле, но играет не „формально“, а абсолютно „по-Станиславскому“, все переживая и пропуская через себя. А тут условный римский театр с масками, „театр в театре“. Но актриса, несмотря ни на что, бесконечно верила всему, что происходит на сцене, чем совершенно обескураживала режиссера-формалиста.»
Действие «Нулина» пересказывать мы не будем в надежде на то, что читателю он известен. А лучше процитируем газетную рецензию, описывающую финал спектакля:
«Вы спросите, чем же все закончится, и как, в частности, поступит Лидин, „их сосед и помещик двадцати трех лет“? Ведь это главный сюрприз Пушкина, освещающий всю историю той самой иронией, которая обозначена в эстетической программе и названии театра. У театра в финале свой сюрприз. Лидиным оказывается… режиссер. Он готов признаться в любви артистке за то, что ее природа, ее не изменяющийся строй души подарили нам прекрасную импровизацию» (Яловая А. Комедианты играют Пушкина // Вести. — 1998. — 27 янв.).
Вадим Прохоров, исполнитель заглавной роли:
«Спектакль „Граф Нулин“ для меня был одним из главных экзаменов на прочность, в нём я играл кровожадного Тарквиния-соблазнителя и самого графа Нулина. Из неожиданных сюрпризов была пощёчина Натальи Павловны Нулину, руки у партнерш были разной степени тяжести, и, однажды, после этой пощёчины у меня долго не слышало ухо, а щеки горели постоянно… Такой был насыщенный эмоциями и театральными задумками первый спектакль в моей жизни, в котором мне выпала честь сыграть главную роль! С теплотой и любовью вспоминаю процесс создания спектакля и сам спектакль!»
Анна Загребна, исполнительница роли Натальи Павловны:
«Мое любимое место в этом спектакле было, когда Михаил Александрович в роли Режиссера, мне, тогда еще выпускнице, смотрел в глаза и просто так, до слез нежно, говорил, словами Пушкина „Прелесть божественная…“ и так тепло становилось в зале и в наших сердцах, и как будто ангел пролетал… Тогда, казалось, кончалось искусство и начиналась чистая материя…»
За свою недолгую историю существования спектакль успел получить дипломы трех театральных фестивалей и стал основой для теле-версии — фильма, созданного совместно с каналом «Культура». А держался в репертуаре спектакль недолго по причине, которая нас всегда очень расстраивает. Публика, к нашему великому сожалению, никогда не баловала классику своим вниманием. В связи с этим хочется обратиться к Вам, дорогие наши зрители. Цените русскую классику, водите на нее своих детей. Это наша история, наша культура, наше будущее.