Театральные подмостки — как все начиналось

Представляем новую рубрику: «Спектакль — как это делается». Уверены, что нашим зрителям будет любопытно узнать, как происходит рождение спектакля в принципе, и в нашем театре в том числе. Мы будем знакомить вас и с творческим процессом, и с организационным. На страницах журнала в печатном и электронном виде вы познакомитесь с конкретными героями сложного и захватывающего процесса — создание Спектакля!

Начинаем мы с небольшого экскурса в историю театральных подмостков.

Итак!

Все прекрасно представляют себе современный театр, в котором всё находится внутри одного здания: и сцена, и зрительный зал, и буфет! Такое театральное устройство возникло не так уж и давно, по сравнению со временем существования ТЕАТРА как такового.

История театра начинается с античных времен, когда народные обрядовые игры устраивались в Афинах в честь бога Диониса. Именно они стали предшественниками изначальных форм театра. Тогда ни о какой сцене, в современном понимании, речи не шло. Афинский театр представлял собой холм с площадкой перед ним. На холме располагались зрители, а на площадке (орхестре) происходило само представление. Орхестра изначально была круглой, в последствие — полукруглой. Актеры и хор, готовясь к выступлению, размещались в своеобразном шатре (лат. scaena, — палатка, шатёр). Через какое-то время этот шатер стал частью театрального антуража, изображая фасады зданий, задние планы и пр. Поначалу зрители рассаживались вокруг орхестры, немного позднее возникли специальные места для публики (тэатрон), которые были расположены на склонах прилегающих к ней холмов. Такие театры обычно вмещали огромное количество зрителей (например, афинский театр Диониса был рассчитан на 17 000 человек). Иногда в них проводили народное вече.

sceme

Все театры в Древней Греции состояли из трех основных частей: орхестры, тэатрона и скены. Скена находилась недалеко от орхестры, ее передняя стена — проскений, имела вид колоннады и изображала фасад храма или дворца. На обоих концах скены имелись боковые пристройки, которые назывались параскениями. В них обычно хранили всякое театральное имущество. Между скеной и тэатроном имелись пароды (проходы), по которым актеры выходили на орхестру. В то время актеры играли представления прямо на орхестре перед проскением, потому что никаких сценических площадок еще не было.

Развитие древнегреческой драматургии потребовало усложнения театральных конструкций. Появилась постановочная техника, скена представляла собой мощные деревянные сооружения, изображающие дворцы и храмы. Самыми распространенными были выдвижные площадки на низких колесах — эккиклемы. Их выдвигали из центральной двери скены и показывали публике, что происходит внутри помещения. И эоремы, представляющие собой агрегаты, позволявшие актерам подниматься в воздух. Несколько позднее она получила название «механэ», т. е. «машина». Затем стали появляться расписные декорации, которые в считанные минуты помогали превратить проскений в фасад дворца или храма, в стену палатки предводителя и т. д. Расписные доски или холсты устанавливали между колоннами проскения. Античные театры строили с таким расчетом, чтобы в них была хорошая слышимость. Многие из нас наверняка бывали в Турции или Греции и могли видеть сохранившиеся останки амфитеатров — это же огромные расстояния. Никакой голос не в состоянии их перекрыть. Поэтому иногда для усиления звука в театрах устанавливали резонирующие сосуды, которые размещали среди мест для публики. Занавеса в таких театрах, естественно, не было.

В период IV — I веков до н. э. классический греческий театр изменился довольно существенно. Хотя театры оставались открытыми, без крыши, но строить их стали из камня, поэтому до нашего времени сохранилось много руин. Все действие пьес происходило теперь не на орхестре, а на плоской крыше проскения. Эту площадку стали называть «логейон» (от греческого глагола «лего» — «говорю»). Глубина логейона составляла 2,5 — 3,5 м. За ним помещался второй этаж скены, выполненный в виде стены с дверями, перед которой, собственно, и происходило действие комедии.

theatra

В это время в Риме театральные представления проходили на деревянных площадках, расположенных на возвышении высотой в половину человеческого роста. На площадку актеры всходили по узкой лесенке, состоящей из 4 — 5 ступеней. Декорации были примитивными. Зрительские места располагались перед сценой. Публика сидела на деревянных скамьях. Но бывало и такое, что по распоряжению сената скамеек для зрителей не ставили. Патриции говорили, что сидеть на представлениях — это признак изнеженности. После окончания действа все сценические подмостки ломались. Но уже в I веке до н. э. в Риме был выстроен первый каменный постоянный театр. Сооружен он был Помпеем в 55 году до н. э. В римском театре уже присутствовал занавес: перед началом спектакля его опускали в щель просцениума, тем самым открывая сценическую площадку. В конце спектакля закрывали сцену, поднимая занавес вверх.

Что касается остальной Европы, то дела здесь обстояли значительно хуже, вернее хуже некуда. Так в Англии и в конце XV века (н. э.!) еще не существовало закрытых помещений для театра. Представления разыгрывались на помосте, который имел соломенный навес только в своей задней части, отделенной от открытой части сцены двумя боковыми колоннами. Сценический помост имел форму трапеции, основание которой было выдвинуто в зрительный зал. На вершине трапеции имелась небольшая башенка, которая часто использовалась в качестве декорации к спектаклю.

В XIV—XV вв.еках в Италии любые театральные постановки осуществлялись силами любителей и имели эпизодический характер. Поэтому потребности в стационарных театральных зданиях не было. Существовал так называемый площадной театр и придворный, для знатных вельмож. Спектакли показывали, как правило, в дворцовых садах, для чего сооружали временную сцену для актеров и амфитеатр для зрителей. Все мы представляем себе итальянский климат — солнце, морской воздух, ароматы цветов… Кто откажется от удовольствия посмотреть театральное представление на природе?

3

В начале XVI века представления из дворцовых садов перемещается во внутренние покои. С перенесением театра во внутрь дворца наступает наиважнейшее изменение в архитектуре театра. Лучшие художники Италии: Леонардо да Винчи, Браманте, Рафаель и др. были поставлены пред разрешением сложной проблемы: как разместить в ограниченном пространстве все бесчисленные домики-беседки старой сцены? Выход из затруднения был найден применением на сцене перспективно разрисованного задника, что допускало распределение декораций на небольшом пространстве. Это стало началом не только новой декорационной системы, но и новой театральной архитектуры. Сцена нового театра начинает развиваться в глубину, по мере усовершенствования перспективных видов, уходящих глубоко вдаль.

Установление на сцене перспективной картины вызывает к жизни изобретение переднего занавеса, разделяющего зрительный зал от сцены, ставшей ныне художественной картиной. Занавес падает пред началом действия пьесы и внезапно раскрывает волшебный вид на уходящую далеко вглубь улицу города или же сельский ландшафт. Эстетический смысл применения Занавеса в новом театре заключается именно в раскрытии пред зрителем неожиданно прекрасного зрелища. Эти новшества навсегда отделил новый театр от средневековья и положил начало фундаментальным изменениям театрального процесса.

Продолжение следует.

Система комментариев HyperComments