Сказка о четырёх близнецах

Прекрасную легенду живописного Струмского края Болгарии рассказал драматург Панчо Панчев так талантливо, что эта пьеса идет во многих театрах России и остается любимо, как юными зрителями, так и их родителями. В нашем театре «Сказку о четырех близнецах» поставил режиссер Алексей Исполатов в далеком 1997-м году. Сказочная история такова: в юную Бонку с детства влюблены четыре брата-близнеца. Взрослеют близнецы, хотят жениться на своей красавице — но, ни она не может выбрать, для нее они одинаковы, ни отец не дозволяет — юны слишком, на ноги не встали. И отправляются близнецы по большой дороге жизни. И выясняется, что не совсем они одинаковы. Один становится разбойником, второй — хитрюгой и дельцом, третий, самый красивый из них, — самовлюбленным честолюбцем. А четвертый — ни то, ни сё, но именно он обладает самыми главными качествами — преданностью и бесконечной любовью. А любовь, как известно, творит чудеса. И главное, это настоящая сказка — с философским подтекстом, ведь четыре близнеца — это четыре воплощения одного человека, четыре его возможных пути.

ispolatov

О том, как эта чудесная добрая сказка нашла своих героев на Лиговском, 44, нам рассказал ее режиссер Алексей Исполатов:

«В 90-е годы задача воспитать своего маленького зрителя, который вырастет и станет нашим взрослым зрителем стояла очень остро. Нам нужен был хороший материал для детского спектакля. Почему именно этот материал? Я заканчивал болгарское отделение филфака. Я люблю Болгарию. Она находится на перекрестке разных культур — восточной, славянской и турецкой. Болгария — яркая, самобытная и очень интересная страна. Поэтому для меня было важно, чтобы в спектакле прозвучали настоящие болгарские песни, мы их, правда, пели по-русски.

И тут все совпало — и хороший язык, и прекрасная музыка Андрея Андерсена, основанная на болгарских мотивах, которую он преобразовал -и в результате получилась очень интересная «мешанина». Замечательная сценография, с использованием тех же болгарских мотивов, художника Олега Молчанова, с которым мы сотрудничаем и по сей день — недавно выпустили премьеру «Если поженились, значит, жить придется».

molchanov_sqr

Заслуженный художник России Олег Молчанов:

«Я знал этот театр раньше, и знал М. А. Левшина, так что, когда меня пригласили оформить эту сказку — это была давно ожидаемая встреча. Что сразу бросилось в глаза — это доброжелательность коллектива, такой творческий фейерверк. И режиссер спектакля Алексей Исполатов для меня — человек-фейерверк. Он рассказывал нам о том, как все будет в будущем спектакле, как будто он уже видел этот спектакль. Он ненавязчиво принес мне кучу литературы на болгарском языке. «Он похожий», — говорит, — «ты разберешься без труда». И я разбирался… не без труда, правда. Мы сразу окунулись в процесс создания образа болгарской деревеньки. А когда был просмотр, даже худрук подключился, он сказал — «…а вот если окошки еще в домиках, которые вдоль стен, засветятся — это будет хорошо», и окошки засветились, и спектакль пошел. Тогда мы были существенно моложе.

Мы придумали занавес, который как ковер с болгарскими мотивами — и долго думали, как, кто распишет, и в итоге я сам расписал».

prokhorov

Вадим Прохоров, исполнитель роли четырех близнецов:

Мое попадание в этот спектакль было не случайным, но сказочным и даже фантастичным.

Будучи тогда еще начинающим артистом, не имея главных ролей, я пришел как-то на спектакль и сказал, что это не я, а мой брат близнец. Тут все, конечно, начали «Ну, конечно!», но несколько человек начали верить, а на следующий день труппа выстроилась искать у меня родинку, потому что я придумал, что различаемся мы с близнецом только родинкой на шее. Естественно, я признался в том, что это розыгрыш — никто не обиделся. А буквально через несколько дней на доске объявлений в театре был вывешен приказ: «Приступить к репетициям спектакля «Сказка о четырех близнецах»… В роли четырех близнецов — Вадим Прохоров».

Репетировалось легко, блестяще, интересно. Одна из главных моих задач была сделать близнецов действительно разными, чтобы зритель, приходящий на спектакль, не понимал — четыре это актера играют, или один. Они никогда не появлялись одновременно на сцене. Пьеса написана так грамотно, что — один кричит вдалеке, а второй уже появляется на сцене. И мы придумали, что каждый из них похож на какое-то животное. Белыш — гордый олень, Алексей Николаевич режиссер этого спектакля долго и приятно мучил меня, чтобы у этого персонажа была идеально прямая осанка, я учил турецкие песни — персонаж уехал зарабатывать в Стамбул, это человек современный, продвинутый — он, как подарок, — нравился всем. Черныш — это такой кот-бандит, жесткий, камень, Пестряк — пронырливая мышка, которая пролезет в любую дырку, и Рыжик — понятно, такой простой болгарский Иванушка-дурачок, правдолюб.

twins1

Я исполнял близнецов 13 лет. За это время сменилось несколько исполнительниц роли Бонки — прекрасные актрисы — Марина Суслина, Танюша Когланова, Татьяна Учаева, и моя любимая Светлана Кузнецова-Ивашкина. Если вспомнить классический спектакль с Ириной Муравьевой в Центральном детском театре, о нем все говорили: — «Какая Бонка!», и Муравьева именно после него обрела популярность, как театральная актриса. А в нашем спектакле запоминали всех — и дядю Петра, и тетю Элен, родителей Бонки, и замечательную цыганку в исполнении Юлии Горшениной, Юли Савиной, и Галины Мочаловой, и вашего покорного слугу. Я, кстати, по секрету, играл там даже не четыре роли, а пять — был еще персонаж Козел Белчо. Это такое домашнее животное, одобряющее или не одобряющее приход гостей — основная задача роли — блеять и брыкаться.

twins_quote

Помню, на гастролях в Омске нам пришлось сыграть на большой сцене два спектакля подряд, почти без перерыва. Вы же понимаете, что для эффекта «близнецов» сцену приходилось обегать за считанные секунды, успевая преображаться, это и в нашем камерном театре было тяжеловато, а на огромной тюзовской сцене — целый марафон! За спектакль я обычно в этой беготне сбрасывал килограмма два, тогда — все четыре. И не надо никакого тренажерного зала. А как-то у меня появился флюс, мы думали, что же делать. Я вату положил в другую щеку — и получились близнецы-пухляши, никто ничего не заметил.

Это сказка, рассказана не просто прекрасным языком, она рассказана сердцем, и много лет она радовала наших юных зрителей и оставила теплые светлые воспоминания участникам.

Система комментариев HyperComments