Параллели и меридианы жанра

ol-5-9

Общеизвестно, что 1 апреля отмечается День смеха или День дурака. Этот день не внесен ни в какие календари знаменательных и праздничных дат. И, тем не менее, его отмечают уже несколько столетий. Он вполне может считаться международным, поскольку обычай веселиться, шутить и обманывать друг друга именно 1 апреля существует в очень многих странах.

Об истоках возникновения этого необычного праздника существует много версий. По одной из них этот нетривиальный праздник обязан Востоку. Некоторые исследователи связывают его с индийским праздником Голака. Почитатели бога Шивы в эти дни устраивали различные игры, сопровождавшиеся всевозможными и не всегда невинными, обманами.

Другая приписывает зарождение этого праздника Древнему Риму, где в середине февраля (а вовсе не в начале апреля) отмечался праздник Глупых. Смеялись, шутили, изобретали разные обманы и выдумки, переодевались и наряжались с целью обмануть кого-либо.

Есть версия, что изначально 1 апреля праздновался в Индии и Древнем Риме как день весеннего равноденствия. По этому случаю устраивали гулянья с шутками, шалостями и веселыми проделками. Так люди старались задобрить весенние капризы природы шутками и розыгрышами.

А еще День смеха связывают с переходом на григорианский календарь, введенный папой Григорием XIII в. 1582 году. В средние века Новый год отмечался в конце марта — новогодняя неделя начиналась 25 марта, а заканчивалась как раз 1 апреля. В середине XVI века король Карл IX реформировал во Франции календарь, перенеся начало Нового года на 1 января, но многие продолжали праздновать 1 апреля. Людей, которые преподносили в этот день друг другу подарки, называли апрельскими дураками (April’s Fools). Также было принято разыгрывать всех. Отсюда, возможно, и пошел День смеха.

Как бы то ни было, гипотез о происхождении праздника много, и все они имеют право на существование. Как принято считать, первое прямое упоминание праздника датируется 1686 годом. Этот день — «Fools Holiday» (Праздник Дураков) — английский писатель и антиквар Джон Обри упомянул в одном из своих произведений. Спустя десять лет, несколько лондонцев пытались разыграть первого апреля людей, зазывая на «мойку львов» в Тауэре.

Традиционно в таких странах, как Новая Зеландия, Ирландия, Великобритания, Австралия и Южная Африка, розыгрыши устраиваются только до полудня. Тех, кто шутит после этого времени, называют «апрельскими дураками».

В России День смеха стал наследником древних языческих праздников смены времен года. Традиционно язычники отмечали день весеннего равноденствия. Они устраивали громкие гулянья и веселье.

Первый массовый первоапрельский розыгрыш в Москве состоялся в 1703 году. Глашатаи, ходившие по улицам, приглашали прохожих прийти на «неслыханное представление». От желающих не было отбоя. А когда в назначенный час распахнулся занавес, все зрители увидели на подмостках полотнище с надписью: «Первый апрель — никому не верь!». «Неслыханное представление» на этом закончилось.

Официальным праздником 1 апреля стало только в Одессе — на родине многих знаменитых юмористов, в городе, ставшем неиссякаемым источником шуток. День смеха сопровождается карнавальными шествиями, представлениями, шутками и розыгрышами.

На первое апреля не произносят торжественных речей, не дарят ценных подарков и не устраивают занудных застолий. В этот день царит смех, шутка, розыгрыш и доброта. Но не забывайте слова французского писателя Проспера Мериме: «Если человек вас обманул, он мошенник, но если он обманул вас дважды — вы дурак!».

Не обходят вниманием этот праздник и театры. На многих театральных площадках к этому дню готовят так называемые «капустники».

Издавна во Владимирской, Рязанской, Костромской, Ярославской, Казанской губерниях, на Урале, в Сибири «капустником», или «капусткой», называли рубку капусты для засолки «помочью», то есть с приглашением в помощь хозяевам соседей и односельчан, а также вечеринку для рубивших капусту после окончания работы. В XIX веке «капустки» («капустницы») устраивались в небольших провинциальных городах. Это было, своего рода, народное гулянье. Нарядные девушки ходили с песнями из дома в дом рубить капусту. В домах, где была приготовлена для гостей капуста, накрывали особенный стол с закусками. За девицами являлись молодые люди со своими гостинцами высматривать невест.

Слово пришло в актёрскую среду во второй половине XIX века. На профессиональном жаргоне артистов «капустником» стали называть пирушку по случаю окончания зимнего сезона, когда театры закрывались на время Великого поста. Для этого вечера специально выпекался огромный пирог с капустой, и каждому от этого пирога обязательно доставался кусочек.

В конце XIX века в Москве первые капустники в виде закрытых вечеров пародии и шутки организовывались Обществом искусства и литературы. И вот в начале XX века в Московском Художественном театре выдумали следующее. Все актеры собирались в театре на великопостный ужин, во время которого к столу подавали пироги с капустой. И артисты без зрителей, между собой, разыгрывали разные сценки, пантомимы, сюжеты, посвященные своей театральной жизни. Сочиняли все это они сами, и шутки были не для широкой публики, а исключительно для своих. На эти вечера приглашали только самых близких друзей. Постепенно на них стало приходить все больше и больше народу, не просто близкие и знакомые, а посторонние люди — зрители. 9 февраля 1910 года в Художественном театре был проведен первый платный капустник, с продажей билетов в пользу нуждающихся артистов театра. Капустники в МХТ стали не менее знаменитыми, чем спектакли. Со временем они превратились в самобытный неповторимый театральный жанр, который быстро подхватили все театры.

Никита Балиев, мхатовский актер, режиссер, театральный деятель и неизменный участник и автор капустников организовал на основе пародийно-шуточных представлений актёров Московского Художественного театра, театр-кабаре «Летучая мышь». Это был один из самых первых и лучших камерных театров России.

Первоначально «Летучая мышь» задумывалась, как интимный артистический кружок артистов МХТ и их друзей. Им хотелось укрыться от посторонних глаз в уютном месте, куда можно прийти после спектакля и расслабиться от академических театральных традиций и внешнего мира. И такое место нашлось в подвале Дома Перцова на Пречистенской набережной Москвы-реки, по проекту архитектора Н. Жукова. 29 февраля 1908 года Балиев и Тарасов (меценат, нефтепромышленник-миллионер, московский щёголь, ловелас и друг В. И. Немировича-Данченко) спустились в слабо освещённый подвал дома Перцова (напротив Храма Христа Спасителя). Навстречу им выпорхнула летучая мышь. Так родилось название театра, а летучая мышь не только пародировала чайку с МХТовского занавеса, она стала эмблемой театра, где мхатовские знаменитости пробовали себя в неожиданных амплуа: В. И. Качалов — в роли циркового борца, О. Л. Книппер-Чехова — парижской шансонетки, В. И. Немирович-Данченко дирижировал любительским оркестром, К. С. Станиславский демонстрировал «чудеса черной и белой магии», а устав гласил «Не обижаться».

История театра «Летучая мышь» — это отдельная глава театральной летописи. Любопытная аллюзия возникает именно благодаря существованию перцовских домов.

Братья Николай, Пётр и Александр Николаевичи Перцовы были достаточно известны в России. Все трое окончили Институт инженеров путей сообщения. Будучи состоятельными землевладельцами, Петр и Александр участвовали в различных строительных проектах, в том числе при их непосредственном участие были построены доходные дома в Москве и Санкт-Петербурге. Оба дома стали архитектурными памятниками. Московский дом Перцова искусствовед Сергей Глаголь в 1913 году назвал одним из самых оригинальных в русской архитектуре за последние десятилетия. Санкт-Петербургский Дом Перцова был построен архитекторами С. Галензовским и. Претро. Он представляет собой не менее оригинальный, как с архитектурной, так с инженерной точки зрения, памятник. Оба здания — и в Москве и в Санкт-Петербурге — имеют свою собственную историю, так или иначе связанную с культурой и искусством. Так, например: в московском перцовском доме, кроме артистического кабаре «Летучая мышь», находилась мастерская художника Роберта Фалька. В петербургском же, в одном из флигелей прожил свои последние дни литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский. Но самым необычным в этой истории может считаться то, что в обеих столицах в перцовских домах находились театры. В петербургском и сейчас находится камерный театр «Комедианты». Просто мистика!

В наше время капустники устраиваются в школах, вузах, на предприятиях. На основе идеи капустников строят свое выступление команды КВН.

В Нижнем Новгороде с 1993 года проводится всероссийский фестиваль театральных капустников, в 1994 году ему дали название «Веселая коза», а символом фестиваля стало изображение лукаво улыбающейся козы. В 2005 году на Театральной площади в Нижнем Новгороде Веселой козе был установлен памятник.

Капустники стали непременной частью внутренней жизни большинства театров. Наш — не исключение. Капустники на 23 февраля и 8 марта подготавливаются, соответственно, женской и мужской частью коллектива. Эксклюзивное фото и видео с капустников «Комедиантов» вы можете посмотреть ниже.

Капустник к 8-му марта 2014

kapustnik-4 kapustnik-1 kapustnik-3

kapustnik-2 kapustnik-5 kapustnik-6

Капустник к 23-му февраля 2014