«Кот в сапогах»

«Кот в сапогах»

И снова вернемся к началу. «Кот в сапогах» — второй спектакль театра «Комедианты», выпущенный в 1989 году, когда Дома у «Комедиантов» еще не было.

Кот в сапогах

Михаил Левшин, художественный руководитель театра: «Хочется быть честными перед историей, мы начинали не как «Современник», который хотел выразить свою гражданскую и эстетическую позицию. Мы просто хотели работать, творить. Наши первые «Страсти по-итальянски» (см. выпуск 1, ст. «Биография спектакля») уже выражали наши устремления, хотя театра как такового еще не было. Когда первый спектакль состоялся и мы стали зарабатывать, это вдохновило нас сочинить детский спектакль.

Мы нашли пьесу С. Прокофьевой и Г. Сапгир, нетрадиционную, с юмором и с песнями, где вновь, как и в «Страстях», была возможность импровизации. Например, у автора есть намеки, на то, что Людоед хвастается своей «красотой». Мы развивали эти темы и играли с залом — «А челюсть, а профиль?» — спрашивал Людоед у детей, и они смеялись, понимая, что это он так красуется именно перед ними. Наш Кот советуется с детьми, а Жак жалуется им на свою долю. Такие вещи создают хорошую импровизационную атмосферу. Мы задали ее в «Страстях», подхватили в «Коте» и сейчас используем, репетируя Шукшина, где зрители станут колхозниками, попавшими на концерт в сельский клуб. Этот вахтанговский принцип «без четвертой стены» нам дорог и близок.

С художником «Кота» Марией Смирновой-Несвицкой театр сотрудничает и сейчас, в тех же «Земляках» по Шукшину.

Мария Смирнова-Несвицкая

Мария Смирнова-Несвицкая: После института в конце 70-х — начале 80-х я работала по всей стране на больших сценах — в Нижнем Тагиле, Смоленске, Риге, Омске, Гродно, у нас — в Ленкоме (ныне БалтДом), на Литейном, в Пушкинском (Александринка). И очень много — в театрах-студиях, таких как «Суббота» и театр «Комедианты», комнатных «карманных» театрах, где декорации должны были быть компактными и недорогими, приспособленными к быстрой и удобной транспортировке — сложили в чемоданчик и поехали. Возможности «бедного театра» порождали свою эстетику, и можно сказать, я стала спецом «по бедному театру», сценографии малых форм.

Мария придумала использовать в декорационном оформлении большую деревянную стремянку, сборную, функциональную. Задумка оказалась настолько интересной и удобной, что позже ее использовали в другом детском спектакле «Ехала деревня мимо мужика».

С композитором того первого детского спектакля Андреем Андерсеном театр так же сотрудничает до сих пор. А вот исполнителей заглавной роли в спектакле — роли Кота с тех пор поменялось много. И, что любопытно, первым Котом была женщина.

Михаил Левшин: Женя Лещинская, участвовавшая в «Страстях» тогда работала в детском кукольном театре, и очень хотела участвовать в детском спектакле, а у нас не было Кота. И тогда мы придумали зачин в стихах, чтобы оправдать ее появление — о том, как раздаются роли. Для того чтобы замотивировать появление женщины в роли Кота, в прологе после распределения всех ролей были такие слова:

— «И артист остался тот
— Тот, который будет кот!»

А она протестовала:

— «Я совсем не тот, а та!»

Все отвечали:

— «Все равно играй кота!»

А в финале мы продолжали эту тему:

«Недаром мы сыграли эту пьесу,
Чтобы встретил Жак принцессу,
Чтобы счастлив был король, ее отец,
Чтоб счастливым в нашей сказке был конец!»

Начало уже не сохранилось, потому что уже давно Кота играет «тот», а не «та», а вот финальную песню мы поем до сих пор.

Очень долго «Кота» играл замечательный артист нашего театра Сергей Николаев. Сегодня почетный Кот театра «Комедианты» — Станислав Воронецкий.

Станислав Воронецкий

Станислав Воронецкий: Уже больше пяти лет, это, честное слово, моя любимая роль. Несмотря на то, что спектакль детский, там есть возможность для импровизации, мы шутим, озорничаем и для детей, и для взрослых. Я многое подглядел у Матроскина-Табакова, голос, какие-то манеры… А кошачьи повадки — это то, как я чувствую сам, то есть я играю своего внутреннего кота, это не образ кота на сцене, а сущность Кота в образе актера Воронецкого, который нарисовал себе усы и нос. И, кстати, усы всегда рисую себе сам. Мой персонаж относится к своему хозяину Жаку-простаку снисходительно и с большой долей иронии. Кот уверен в выигрыше. Это олицетворение сильной части человека. В каждом человеке есть кот — умный, хитрый, веселый.

«Кот в сапогах», 2013

Байки со спектакля «Кот в сапогах»

Кот в сапогах

От Михаила Левшина: «Я помню давным-давно, мы играли „Кота“ в ДК „Маяк“, где сейчас „СПб-опера“, мы подрядились играть все каникулы, и тут на одном из спектаклей актеры в панике говорят: Михаил Александрович, Женя заболела, некому играть Кота! Ну, что ж поделаешь, надел я костюм, стал судорожно вспоминать-разучивать текст, и тут мои озорники признались, что подшутили — больно хотелось им посмотреть на меня в костюме с ушами и хвостом. Кота тогда я так и не сыграл, а вот Короля играть приходилось…»

От Станислава Воронецкого: «Играю я Кота, самозабвенно, полностью забыв о том, что я Станислав, и тут какие-то веселые родители решили подшутить. Я, значит, мяукаю свой текст, и тут выходит маленькая девочка и ставит банку „Китикета“. Ну, я, конечно, сказал, спасибо, дома, мол, непременно полакомлюсь. Родители девочки были в восторге, что шутка удалась. Дети смеялись… Вот так».

Виталий Кравченко, исполнитель роли Жака-простака: «Сын Екатерины Беловой, актрисы, которая играет Принцессу, как-то смотрел спектакль «Кот в сапогах». В сцене, когда Принцесса падает в обморок, и я ее должен поцеловать, я, соответственно, целую — и тут ее сын громко из зала: «А где папа?»