«Комедиантов путь нелегок»

Сначала «Комедианты» были бездомными. Настоящие бродячие артисты, что, кстати, вполне соответствует названию. Ведь комедианты — это бродячие певцы и музыканты, острословы и акробаты. Так вот, мыкались актеры по клубам и ДК Северной столицы. Где-то приютиться удавалось надолго, например, в клубе для железнодорожников «Красный путь», что располагался у Финляндского. Труппу пригрели, смотрели с удивлением, потому что абсолютно без ничего, молодые актеры постоянно что-то творили, кричали, бегали, в общем, вели себя как сумасшедшие энтузиасты. Смотрели так, будто в загон запустили диковинных четвероногих, которые вдруг неожиданно стали проявлять себя как разумные существа. За счет такого вот любопытства руководства клуба «Комедианты» продержались там около года и репетировали свои «Водевили» (Один из них есть в репертуаре, см. «Беда от нежного сердца»).

Труппа театра, 1994 г.
Труппа театра, 1994 г.

Настоящим событием были первые спектакли на малой сцене театра Ленсовета — мы, наконец, попали на профессиональную площадку!

Долго ли, коротко ли, «Комедианты» обрели Дом на Лиговке, 44. Включая административный и постановочный персонал, всего было тогда не больше двадцати человек. И ютиться приходилось по маленьким комнатушкам за сценой — не было административного этажа, гримерок, не было фойе — там располагался оружейный магазин, и зрители попадали в театр через нынешний служебный вход-то бишь, фактически, сразу в зал, какое там кафе-столики-диванчики… А репзал и закулисье по часам делили с детским клубом «Апрель».

Первыми спектаклями театра стали «Страсти по-итальянски» (подробно см. рубрику «Биография спектакля») и «Кот в сапогах».

Первая печать театра
Первая печать театра

Первый администратор театра Виктор Кухтин вспоминает, как он ночью в общаге рисовал первую печать еще театра-студии «Комедианты» — «все от руки, помню только, что ровный наружный круг чертил, обводя какой-то стакан». После листок с рисованной печатью нужно было отнести в милицию, и уже после этого отдать «макет» на изготовление.

Уже в здании на Лиговке, театр выпустил спектакль «Волки и овцы», после которого один критик сказал художественному руководителю М. А. Левшину: «Миша, так у вас, оказывается, настоящий театр!» С этого момента «Комедианты» поняли, что, наконец, театр признан не только зрителями, но и театральными критиками.

Разрастались медленно. Первым прикрыли оружейный магазин — разборки там были, да и постреливали, говорят. Помещение магазина передали театру, благодаря чему теперь зрители попадают в театр через фойе. Позже переехал и детский клуб, и актеры, наконец, смогли творить в любое время!

Фото из спектакля "Соло для шарманки с оркестром"
Фото из спектакля «Соло для шарманки с оркестром»

В 2000-м году Михаил Левшин выпустил свой курс в ЛГИТМиКе (ныне Петербургская театральная академия). На базе этого курса были созданы два спектакля — один — «Соло для шарманки с оркестром» не сохранился, но был важен для истории театра, потому что в его основу легли пьесы современных молодых петербургских драматургов — С. Носов, А. Образцов и др. Теперь, не смотря на ориентацию театра на классический репертуар, в афише всегда есть произведения современных авторов. Второй спектакль — «Дурочка» Лопе-Де Вега один из самых кассовых спектаклей театра и сегодня.

Спектакли репетировались долго, порой по два года, и каждая премьера становилась событием в жизни театра.

Остановимся на одном из последних спектаклей театра — «Крепостная любовь». Это наша «История лошади», наша «новая форма» — пластическая драма с русскими народными песнями — по повести И. С. Тургенева «Муму». С этим спектаклем мы много где побывали, получили «Золотой софит», он стал нашей визитной карточкой.

Последние два года прошли в театре под знаком ремонта, и теперь театр «Комедианты» рад принять своего зрителя в новых интерьерах.

Вперед к новым свершениям!