Женитьба

В марте этого года спектаклю «Женитьба» (реж. з. д. и. России Михаил Левшин) исполняется 15 лет с момента постановки. Для спектакля — это долгая жизнь. Самое главное, что выделяли критики, писавшие о левшинской «Женитьбе» — это то, что она «без выкрутасов», именно такая, как ее задумывал сам автор. Еще отмечали душевность, тонкий юмор и присвоили звание «самой поэтичной Женитьбы в Петербурге».

В ноябре 2013 г. спектакль был снят из репертуара в связи с решением режиссера обновить состав актеров. Долгий и тщательный поиск новых исполнителей главных ролей наконец завершился. И вот 30 апреля 2015 года «Женитьба» возвращается на сцену. Роли Агафьи Тихоновны и Подколесина теперь исполнят молодые артисты — Оксана Сурнина и Андрей Горбачев (Театр комедии им. Акимова).

М. А. Левшин, режиссер спектакля:

Самое важное в появлении этой пьесы в репертуаре 15 лет назад и в ее восстановлении сегодня — то, что мы возвращаемся к русской классике, а классика тем и отличается, что в ней всегда можно узнать что-то про себя, про нас с вами, она ведь живая для нас, если она классика. Как интересно разгадать, что же думал о нас Гоголь. Господи, но как трудно это сделать! Он такой неоднозначный, коварный, Николай Васильевич. Кажется, действительно галерея русских типов, ситуация, слегка отдающая водевилем. А за этим — боль и тоска, и любовь. Стилистика пьесы напоминает драматургию абсурда. Многие литературоведы считают Гоголя родоначальником абсурдистской драматургии. В общем — опять про Россию, загадочную, нелепую, смешную и грустную. А при этом «Женитьба» — комедия, то есть это должно быть смешно. И добиться этого сложно, но безумно интересно!

Агафья Тихоновна в версии театра не глупая простушка, а скорее возвышенная мечтательница.

«Она поэтична, добродушна и блаженно-восторженна… она обладает ценными достоинствами: добротой и непосредственностью, доверчивостью и душевной открытостью».

М. Гаевская «Культура», № 11, 2003.

Эту роль 12 лет исполняла ведущая актриса театра, з. а. России Нина Мещанинова.

Из воспоминаний Н. И. Мещаниновой:

Михаил Левшин всегда подходил к классике очень ответственно, он — козерог, а козероги ответственные, пионеры-первопроходцы. Он перед классикой встает на цыпочки, думает долго, а в итоге приходит к единственному решению той или иной сцены. Таким образом, создается прочный каркас спектакля. Это как модель, внутри которой даже если что-то изменить (как в возобновлении меняется актерский ансамбль)  — суть, зерно остается, и спектакль может жить долгие годы. И еще — искренняя любовь к людям и наблюдательность. Видеть сразу главные черты, доминирующие. И Левшин умеет изобразить эти черты практически — показать любого человека так, чтобы засмеялись — оттого, что узнаваемо и с любовью. И в «Женитьбе» это очень пригодилось. Левшинская режиссура — не «насиловать» артиста, а лепить вместе с ним образ, идти от конкретного артиста. Так, например, однажды на репетиции я вышла из-за кулис и стала махать белым платочком, и главный герой крикнул: «Что это? Уберите это! Это какой-то фарс, мы играем другую пьесу!» Я растерялась, а Левшин вдруг неожиданно для меня сказал: «Нет, нет — оставим», он почувствовал что-то, и это осталось в моем актерском праве, а после сцена стала обрастать — все женихи стали доставать платочки — и это переросло в целый номер, органичный, осмысленный и смешной».

Н. Лавров в роли Подколесина
Николай Лавров в роли Подколесина

Первым Подколесиным был замечательный Николай Лавров. Удивительный, талантливый. Это была его последняя серьезная театральная работа. Скоро его не стало.

Из воспоминаний М. Левшина:

Последняя наша совместная работа — «Женитьба» Н. Гоголя, где Коля играл Подколесина. Его Подколесин в нашем спектакле был не просто увалень и лежебока, а активно философствующий, размышляющий, как будто серьезный человек, но на самом деле не способный к волеизлиянию, неспособный к поступку, такой вот русский тип. Мы успели сыграть этот спектакль с Колей всего пять раз, не сняли на пленку — все хотели обкатать, не успели…

Подробнее о Н. Лаврове читайте в 8-м выпуске журнала.

«Женитьба», Н. Гоголь
Сергей Лосев и Нина Мещанинова

Кочкарева тогда играл теперь заслуженный артист России Сергей Русскин. Подколесина играл Сергей Лосев. Ансамбль «Женитьбы» всегда был на высоте. Последние лет 10 Подколесина играл Валерий Полетаев. И именно его герой знаком большинству петербургских театралов.

«Блестящей находкой режиссера можно считать финальный „исход“ Подколесина, когда он, выпрыгивая в окно, оказывается в зрительном зале, смешивается с публикой — попробуйте, найдите его среди других, которым тоже тепло и уютно меж разбросанных подушек…»

Е. К. Страстной бульвар, 10.2003.

О том, почему же уже снова и снова сбегает от женитьбы Подколесин, нам рассказал Валерий Полетаев:

Мой герой — очень взрослый человек и ему не хочется менять сложившуюся жизнь. Но что-то не сложилось — именно поэтому он идет на манки Кочкарева, он основательно сравнивает минусы и плюсы женатой и холостяцкой жизни. Инерция, трусость, страх что-то менять. Это гоголевский персонаж, Гоголь сам боялся женщин, и возникают вопросы: как это будет — с женщиной постоянно разговаривать, она будет постоянно здесь, будет что-то требовать. Мне кажется, что латентных Подколесиных на свете много, гены это, или что. Приходит в голову гончаровский Обломов — слабый, боящийся женщин, боящийся ответственности, и он бы тоже не женился, если бы не русская баба, которая попалась ему на пути — которая не ровня, ничего не требует, только отдает. Теперь Подколесина будет играть молодой артист. Театр вообще-то к актеру безразличен, это не театр любит актера, а, наоборот. Актера спасает ум и талант. Мне больно, что больше не я буду играть Подколесина, выросло другое поколение. Но театр существует независимо от артиста, а судьба артиста всегда драматична.

zhenitba
Валерий Полетаев и Нина Мещанинова

Хотелось бы закончить цитатой из статьи про «Женитьбу» А. Бычковой 2010 года («Мой район»), которая приходила на спектакль с сыном:

— Мама, а у нас есть книжки Гоголя? А что он еще написал? А почему мы так редко бываем в театре? А давай еще как-нибудь на хороший спектакль сходим!
— Обязательно сходим. И Гоголя почитаем. Это, пожалуй, самый важный итог нашего похода в театр. Спасибо, «Комедианты»!

Система комментариев HyperComments