История театрального освещения

light2Представить спектакль без музыки, декораций, театральных костюмов, грима и реквизита возможно, а вот без света — вряд ли. Театральный свет решает множество задач — от создания общего освещения до передачи тончайших нюансов действия. С его помощью легко показать время года или суток, рассвет или закат, вспышки молнии, пожар или движение облаков… да все, что угодно! Именно освещение помогает выразить и подчеркнуть характеры основных действующих лиц, а может создать и духовную атмосферу. Свет становится не только важным элементом современного театра, но и видом самостоятельного искусства.

История развития театрального освещения восходит еще к Древней Греции, где спектакли игрались под открытым небом, а солнце решало все в области сценического освещения. Если по ходу действия требовалось изобразить пламя, под сценой разводили костры, а при наступлении ночи актеры освещали сцену факелами.

Когда театр в эпоху Возрождения перебрался в закрытые помещения, в качестве источников света начали использовать свечи: сальные и восковые. В театрах, в целях экономии, чаще использовались сальные свечи, которые ужасно чадили и спектакли представляли собой смесь удовольствия и мучения. Зрители зачастую плакали и совсем не из-за игры актеров. Да и с люстр нередко капало расплавленное сало, обжигая зрителей, и нанося существенный урон одежде.

Затем пришло время масляных светильников. Брали металлический резервуар, в него опускали круглый фитиль, прикрепленный к плавающему в масле поплавку. Такие светильники давали очень скромное освещение, сильно чадили и гасли от легкого сквозняка. Чтобы усилить освещение, применялись светильники с несколькими фитилями. Для этих же целей использовалось и изобретение Леонардо да Винчи. Над пламенем светильника помещалась жестяная трубочка. Охватывая верхний конец пламени, эта трубочка увеличивала приток воздуха, и светильник горел ярче.

Итальянец А. Инженери обнаружил, что при затемненном зрительном зале сцену видно значительно лучше. Так появилось логическое разделение сцены и зрительного зала, которое мы сегодня принимаем, как само собой разумеющееся. За кулисами устанавливали бесчисленное множество масляных ламп и свечей со стеклянными абажурами. Цветное освещение получали, пропуская свет через окрашенное масло или стекло.

В начале XIX века было изобретено газовое освещение, яркость которого была уже на порядок выше. Первое время газовые горелки употреблялись в театре с открытым пламенем, которое под влиянием движения воздуха на сцене все время слегка дрожало и колебалось.

В 1802 г. русским физиком В. Петровым была изобретена первая дуговая эл. лампа. Однако в театре электрическое освещение не сразу было принято на вооружение. Лишь спустя 36 лет оно появилось в парижском Grand Opera. Это произошло в 1849 году, когда в опере «Пророк» для эффекта восхода солнца и пожара впервые применили небольшой дуговой прожектор с параболическим зеркальным отражателем. Эксперимент удался, и вскоре дуговые лампы заказали все крупные европейские театры.

Вряд ли изобретатели масляных светильников могли представить то многообразие осветительной аппаратуры, которая появилась в театрах после рождения лампочки накаливания. Театр получил то, о чем раньше не мог и мечтать. Многочисленные семейства прожекторов, сканеры, проекционные устройства, управляемые приборы и световые пушки стали привычными инструментами в работе современных художников по свету.


valeriy-nefedov-2Заведующий осветительским цехом театра «Комедианты», Валерий Нефедов:

Для того, чтобы работать осветителем, в принципе, специальное образование не нужно. Главное, как ни странно, чувствовать ритм и музыку. Свет и музыка — в театре одно переходит в другое и одно вытекает из другого. Все должно быть органично.

Как создается свет для спектаклей? Художник должен понимать, какое освещение подходит к конкретной сцене. Это нужно чувствовать.

Для каждого спектакля существует своя световая партитура. Перед каждым спектаклем мы проверяем оборудование, настраиваем осветительные приборы. И, конечно, важная часть нашей работы — проведение спектакля. Иногда артисты заигрываются и выходят из света. От мастерства осветителя зависит, будет ли видно артиста, его нужно «ловить». Осветитель должен просчитывать свою работу на несколько шагов вперед, прямо как шахматист.

Система комментариев HyperComments