Если поженились, значит, жить придется!

В декабре 2014 года состоялась премьера нового спектакля — «Если поженились, значит, жить придется». Материал для постановки был выбран неожиданный — средневековые французские фарсы, созданные в 15−16 вв. О фарсах, о самом спектакле рассказывают его создатели. И, конечно, первое слово — режиссеру Алексею Исполатову.

Что такое фарсы? В средневековье в храмах и на площадях перед ними проходили многочасовые мистерии — жизнеописания святых. Для того, чтобы эти религиозные представления не казались слишком монотонны, необходимо было периодически менять ритм и тему, поэтому туда вводились импровизации — маленькие сценки на бытовые сюжеты: обманутый покупатель, неверная жена и т. д. Это нравилось зрителям, это было близко — «живая» жизнь. Потом эти маленькие сценки стали показываться отдельно, и вот появился фарс — своеобразный средневековый анекдот. Я нашел несколько совершенно удивительных по сюжету и языку фарсов, которые мне очень и очень понравились и которые вошли в наш спектакль.

farsy

У фарсов нет авторов, они возникали как некая самодеятельность артистов. Актеры списывали друг у друга, добавляли что-то свое, импровизировали. Так как это некий театральный сумбур, мне очень хотелось, чтобы этот сумбур был выражен ярко и музыкально, чтобы звучали какие-то тона средневековой, странной для сегодняшнего зрителя музыки, и в то же время там существовала и современная рок-музыка, разные направления популярной музыки, какое-то вкрапление советской песни, все что угодно.

Бывают спектакли, которые рождаются легко. Например, спектакль «Кыцик, Мыцик и тетушка Мари» был сделан за полтора месяца. Он вышел и существует до сих пор практически без изменений. А этот спектакль шел очень трудно, уж очень странный материал, к которому необходимо найти ключ. Конечно, было много смешных моментов, как всегда бывает на репетициях, — артисты хохочут, а режиссер падает под стол или орет как сумасшедший.

Я очень хотел избежать сравнения со спектаклем «Фарсы» Виктора Крамера. Мне кажется, нам это удалось, спектакль замечательный, но — другой. В этом помогли наши артисты. Огромное спасибо художнику спектакля Олегу Молчанову, который нашел яркую, выразительную и, главное, вкусную театральную форму всего этого представления. Ну, а насколько нам все удалось — судить вам, зрителям!

Слово Олегу Молчанову, не раз оформлявшему спектакли театра «Комедианты»:

Когда я пришел в эту работу, спектакль был уже «сделан» — в качестве реквизита и костюмов режиссер и актеры использовали то, что нашли — «из подбора». И я подумал, а зачем здесь художник? И поставил условие — забываем все «из подбора» и придумываем «по новой». И тут начались сложности — артисты долго репетировали и им сложно было это «по новой».

Но работа пошла, и мы начали придумывать, и опять не все было гладко — то одно, то другое, но ощущения судьбы спектакля складывалось. Он возник озорно, и его воплощение было лихим и ярким. Это тот случай, когда мы, опираясь на фарсовую историю, создавали что-то мобильное, невесомое, быть может, условное — не привязываясь к быту. Например, бочка — она же и стол, и кровать, и печь. Девизом в работе для меня послужила легкость. Она же в этом спектакле и в пластике, в танцах, в песнях. А скрывает-открывает все это весомый занавес с репродукцией Питера Брегеля, где изображена сельская свадьба — и это сразу создает настроение, как будто ты сам сейчас начнешь подплясывать…

А вот, что думает актер Евгений Талашманов, занятый в спектакле сразу в трех главных ролях:

Мне было довольно легко проникать в эту своеобразную фарсовую культуру. Но сложности есть, возможно, из-за нашего менталитета или актерской школы «проживания». Но если слишком сильно «проживать», то этот площадной юмор, заложенный в фарсах, потеряется и все превратится в драматический спектакль. А здесь ты танцуешь, одновременно поешь и существуешь как персонаж — не так-то просто, а восприниматься все это должно легко и озорно. Что еще интересно в актерском существовании в этом спектакле — ты как будто немного со стороны наблюдаешь за персонажем, и вот эту грань надо найти, и мы ее ищем до сих пор.

Система комментариев HyperComments