Бутафор и реквизитор

В этом выпуске мы расскажем вам, пожалуй, о самых загадочных для большинства зрителей профессиях — бутафор и реквизитор. К сожалению, об этих театральных профессиях зрители знают очень мало.

Бутафория (итал. buttafuoria) — поддельные, специально изготовляемые предметы (скульптура, мебель, посуда, украшения, оружие и др.), употребляемые в театральных спектаклях взамен настоящих вещей.

darya-vaschenkoХудожник-бутафор театра «Комедианты» Дарья Ващенко:

В обязанности бутафора входит создание и починка реквизита. Реквизит — это мелкие и не очень детальки и штучки — зонтики, чернильницы, бутылочные этикетки, деньги, карты, фотографии, газеты и даже еда — всего не перечислишь. «Запчасти» для будущего реквизита иногда покупаются в магазинах. То, что нельзя купить — создается непосредственно в «мастерской» театра.

В спектакле «Если поженились, значит, жить придется!» в первом фарсе жена бьет незадачливого мужа большой чугунной сковородкой по голове. Конечно, эта большая сковородка не куплена в магазине — каркасом послужил экран от брызг для сковородки, к нему были «нарощены» стенки из туристической пенки и все это было обклеено тканью.

Есть свои хитрости, при создании вещей из века девятнадцатого, ведь на сцене, как правило, не используются вещи музейные или антикварные. Поэтому их «состаривают». Например, недавно нужна была чернильница для восстановленного спектакля «Волки и овцы». Я купила небольшую вазочку в магазине «все по 37», и просто позолотила ее краской из баллончика. А со сцены — «красота».

Бывали истории, когда нужны были очень неожиданные вещи, например, зеленый салат — его сделали из полиэтиленового пакета с подпаленными краями, покрашенного в зеленый цвет. А для детского спектакля зеленый горошек был сделан из полимерной глины.

Чтобы устроиться на работу бутафором в театр, нужно любить и уметь делать вещи руками. Очень помогает умение работать в графических программах — «состаривать» фотографии, газеты, создавать необходимые этикетки и т. д.

Реквизит (от лат. requisitum требуемое, необходимое). К реквизиту относятся все предметы, которые находятся во время спектакля на сцене, или с которыми выходят на сцену и действуют актеры.

В реквизите всегда много подлинных предметов, к которым бутафорский цех никакого отношения не имеет (если только эти предметы не переделываются или не перекрашиваются для спектакля). Когда изготовлен реквизит, он заносится в специальную книгу, которая лежит в «реквизиторской» — там, где хранятся вещи и работает реквизитор.

tatiana-mininaРеквизитор театра «Комедианты» Татьяна Минина:

В реквизиторском цехе я работаю не одна — еще Елена Логинова. Каждый реквизитор работает с несколькими спектаклями. Если ты заболел, то найти замену трудно. Человек должен знать твой спектакль, иначе он не сможет его провести. На работу мы приходим задолго до начала спектакля и готовим реквизит. Иногда нужно сбегать в магазин — купить фрукты, сушки и прочие продукты, которые могут использоваться в спектакле. Ведь даже если на столе стоит ваза с фруктами, то для придания ей более естественного вида искусственные фрукты дополняются настоящими. Графинчик с вином на сцене, конечно же, наполнен каким-нибудь соком, часто — виноградным. Перед спектаклем «заряжается» реквизит — необходимые артистам вещи раскладываются в определенном порядке и в определенных местах как на сцене, так и за кулисами. Раскладка реквизита за кулисами особенно важна, так как во время спектакля за кулисами темно, а артист должен безошибочно все найти в нужный момент. От этого тоже зависит успех спектакля.

Случай из «жизни» бутафории:

Как-то народная артистка России Мария Густавовна Викс пела Розалинду в «Летучей мыши» Штрауса. «Адель!» — позвала она служанку, выходя на сцену. Адель в это время должна была примерять платье хозяйки и, испугавшись, забраться в коробку. Так она и сделала. Меж тем разгневанная Викс-Розалинда каблуком туфли зацепила за тюль, укрепленный на одной их колонн. Бутафорские колонны опасно пошатнулись и приготовились падать. В зале послышался смех. Но Викс не растерялась, и с возмущением отчитала своевременно вывалившуюся из коробки Адель: — «Ну, где ты ходишь? Видишь? Без тебя весь дом почему-то разваливается».

Кстати, актриса нашего театра, Юлия Бурцева, в спектакле «Дурочка» повела себя с колонной, которая начала падать на нее, несколько иначе, но не менее находчиво. У ее героини как раз была сцена гнева, и она сама еще «поддала» падающей колонне, а потом в ярости разбросала по сцене все остальные. Актеры, участвующие в спектакле попадали… со смеху. А зрители и не догадались, что такой сцены в спектакле не предполагалось.

Система комментариев HyperComments